ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ

(Отчаянная попытка просветить современного варвара)

Владимир Васин



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧЕЛОВЕК:  ЧТО ОН, В СУЩНОСТИ, ЕСТЬ?

Вступление

Многие из нас имеют довольно смутное представление о том, что мы в действительности собой представляем. Мы охотно и самодовольно полагаем, что мы в общем прошли наш эволюционный путь и уже полностью сформировались как человеческий вид Homo sapiens. Так ли это на самом деле?

Я отношусь к тем, кто придерживается иного мнения. Я считаю, что мы еще не являемся полностью человеческими существами, поскольку в нас все еще сохраняется много черт, присущих животным, таких как стадность, агрессивность, примитивная эмоциональность и т.д. Но это не означает, что мы не можем избавиться от этих недостатков. Человек способен подавлять животные инстинкты, страх и негативные эмоции, которые управляли им на ранних стадиях его эволюции. Попытаемся рассмотреть место человека в природе и его отношение к ней.

Безусловно, человек -- часть природы. По всей вероятности, он произошел от обезьяны; по крайней мере существует такая точка зрения. Человек жил стаями как дикое животное, племенами как дикарь и в обществах как варвар. Изредка он достигал высоких уровней сознательности и разума. По мнению известного психоаналитика, социолога и мыслителя Эриха Фромма, чтобы решать проблемы человеческого общества, необходимо сначала понять нашу собственную человеческую природу. В ряде своих книг Фромм дает подробный анализ природы человека на всем его пути, так сказать, от чрева до гроба. Основная проблема человека заключается в его двойственности по отношению к природе. В книге "Искусство любить" (стр. 6) Фромм пишет: "...человек появился из животного царства, из среды инстинктивной адаптации,... он возвысился над природой -- хотя и не вышел из нее, оставаясь ее частью -- и все же, однажды оторвавшись от природы, он не может вернуться в нее". Фромм продолжает эту мысль в другой своей книге "Человек для самого себя" (стр. 44) : "Существует лишь одно решение его проблемы: взглянуть правде в глаза, признать свое одиночество во вселенной, равнодушной к его судьбе, осознать, что нет такой высшей силы, которая решила бы за него его проблему".

Интересный взгляд на человека высказан Артуром Кестлером в его очерке "Человек -- одна из ошибок эволюции?" В нем автор рассматривает пять основных аспектов процесса формирования человеческой природы:

1.    Нейрофизиологический.  Он цитирует доктора Поля Маклейна, который писал, что "...человек в сущности имеет три мозга, которые, хотя и значительно отличаются друг от друга по структуре, вынуждены функционировать одновременно и взаимозависимо. Самый старый из них -- мозг пресмыкающихся; второй вид мозга унаследован от низших млекопитющих; и третий есть продукт эволюции высших млекопитающих, к которым, собственно, и относится не совсем обычное существо -- человек. Пользуясь аллегорией для описания этих трех мозгов в одном мозге, представим себе, что когда психиатр просит пациента лечь на кушетку, он просит его лечь рядом с лошадью и крокодилом... В то время, как наши мыслительные функции осуществляются в новейшей и наиболее развитой части мозга, наше эмоциональное поведение по-прежнему определяется процессами, протекающими в относительно грубой, примитивной системе, в архаичных структурах мозга, который претерпел лишь незначительные изменения за всю нашу эволюцию от мыши до человека".

2.    Антропологический и
3.    Физиологический, которые тесно взаимосвязаны. По мнению Кестлера, состояние беспомощности человека в младенческие годы накладывает неизгладимую печать на всю его остальную жизнь и, возможно, объясняет предрасположенность человека к подчинению власти других индивидуумов и групп и воздействию на него различных доктрин и заповедей, его неодолимую потребность принадлежать к какому-либо племени или нации и, в особенности, принять соответствующую систему верований. Такие «племенные» отношения, часто носящие экстатично-гипнотический характер, способны вылиться в массовую истерию в скрытой или открытой форме.
4.    Лингвистический. «Человек – существо, склонное к изобретению символов. Его величайшее (и наиболее опасное) достижение в этой области – язык…Язык является главной связующей силой в рамках данной этнической группы и, в то же время, отталкивающей силой, создающей барьеры между различными группами… Именно язык позволяет человеку формулировать конфликтующие доктрины и идеологии… И хотя человеческие страсти нетрудно возбудить с помощью таких символических изображений, как трехцветный флаг и свастика, все же самым взрывоопасным символом, способным вызвать цепную реакцию стадного состояния, является слово… Без языка не было бы поэзии, но и не было бы войн».
5.    Эсхатологический. «Последний патогенический фактор – одновременное открытие и отрицание человеком феномена смерти. Неизбежность смерти – индуктивное умозаключение, к которому человек пришел благодаря своему относительно новому приобретению – коре головного мозга; однако старый мозг не хочет с этим примириться. Инстинкты и эмоции страстно отвергают абстрактную, но в то же время устрашающую мысль о личном небытии. Одновременное приятие и отрицание смерти отражает глубокий раскол в психике человека, наполнив его мир призраками, демонами и другими невидимыми духами,…которых необходимо было умиротворять человеческими жертвоприношениями, святыми войнами, сжиганием еретиков, истязанием и самоистязанием. Опять мы должны видеть обе стороны медали: с одной стороны, религиозное искусство, архитектура и музыка; с другой, параноический бред о вечном адском огне, муки живых и мертвых».

Таким образом, можно сказать, что человек еще не полностью очеловечился. Каково бы ни было его происхождение (от Бога или от обезьяны), общеизвестно, что он когда-то жил в пещерах и вел примитивный образ жизни. Его эволюция еще не закончилась, и вполне логично предположить, что он еще не исчерпал полностью своего потенциала, что он способен совершенствоваться физически, умственно и духовно (при условии, что у него на это хватит времени).

На данном этапе мы сочетаем в себе черты и качества животного, дикаря, варвара и человека, причем их соотношение варьируется в широких пределах. (Кстати, варварами в этой книге я называю тех, в ком присутствуют не только исторически сложившиеся черты этого типа людей, но и такие качества, которые в современном мире многими воспринимаются как положительные: напористость, эгоцентризм, псевдоцелеустремленность, терпимость к пороку и злу.) Это биологический факт, который нам всем необходимо признать. И хотя нам никогда не удастся полностью избавиться от некоторых биологических функций (по крайней мере на этом свете), мы должны научиться сдерживать и подавлять наши животные и варварские инстинкты и развивать человеческие качества.

Современное общество предпочитает видеть себя цивилизованным и разумным, в то же время считая нормальными и вполне человеческими такие варварские черты, как жадность, соперничество, агрессивность, жестокость и ненависть. Современный варвар стремится оправдать и увековечить эти черты, используя их в личных интересах для манипулирования другими людьми, эксплуатации, обогащения и обладания властью. Если мы будем продолжать видеть в таком варваре идеал Человека, то нам не к чему будет стремиться.

Итак, говоря, что человек еще не оформился окончательно, я имею в виду, что он еще не стал Человеком Разумным, что он еще не реализовал свой огромный потенциал в области разума, мудрости, духовности и творчества. В романе Олдоса Хаксли "Спустя много лет" (стр. 201) его главный герой говорит: "...мир, в котором мы живем, -- дело наших рук и отражение того, что мы есть сегодня. Если люди будут продолжать оставаться такими, какими они есть сегодня и какими были в прошлом, то очевидно, что мир, в котором они живут, не может стать лучше... Но, с другой стороны, в их власти возвыситься до уровня вечности".
 

Hosted by uCoz