(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧЕЛОВЕК: ЧТО ОН, В СУЩНОСТИ, ЕСТЬ?
Вступление
Многие из нас имеют довольно смутное представление о том, что мы в действительности собой представляем. Мы охотно и самодовольно полагаем, что мы в общем прошли наш эволюционный путь и уже полностью сформировались как человеческий вид Homo sapiens. Так ли это на самом деле?
Я отношусь к тем, кто придерживается иного мнения. Я считаю, что мы еще не являемся полностью человеческими существами, поскольку в нас все еще сохраняется много черт, присущих животным, таких как стадность, агрессивность, примитивная эмоциональность и т.д. Но это не означает, что мы не можем избавиться от этих недостатков. Человек способен подавлять животные инстинкты, страх и негативные эмоции, которые управляли им на ранних стадиях его эволюции. Попытаемся рассмотреть место человека в природе и его отношение к ней.
Безусловно, человек -- часть природы. По всей вероятности, он произошел от обезьяны; по крайней мере существует такая точка зрения. Человек жил стаями как дикое животное, племенами как дикарь и в обществах как варвар. Изредка он достигал высоких уровней сознательности и разума. По мнению известного психоаналитика, социолога и мыслителя Эриха Фромма, чтобы решать проблемы человеческого общества, необходимо сначала понять нашу собственную человеческую природу. В ряде своих книг Фромм дает подробный анализ природы человека на всем его пути, так сказать, от чрева до гроба. Основная проблема человека заключается в его двойственности по отношению к природе. В книге "Искусство любить" (стр. 6) Фромм пишет: "...человек появился из животного царства, из среды инстинктивной адаптации,... он возвысился над природой -- хотя и не вышел из нее, оставаясь ее частью -- и все же, однажды оторвавшись от природы, он не может вернуться в нее". Фромм продолжает эту мысль в другой своей книге "Человек для самого себя" (стр. 44) : "Существует лишь одно решение его проблемы: взглянуть правде в глаза, признать свое одиночество во вселенной, равнодушной к его судьбе, осознать, что нет такой высшей силы, которая решила бы за него его проблему".
Интересный взгляд на человека высказан Артуром Кестлером в его очерке "Человек -- одна из ошибок эволюции?" В нем автор рассматривает пять основных аспектов процесса формирования человеческой природы:
1. Нейрофизиологический. Он цитирует доктора Поля
Маклейна, который писал, что "...человек в сущности имеет три мозга, которые,
хотя и значительно отличаются друг от друга по структуре, вынуждены функционировать
одновременно и взаимозависимо. Самый старый из них -- мозг пресмыкающихся; второй
вид мозга унаследован от низших млекопитющих; и третий есть продукт эволюции высших
млекопитающих, к которым, собственно, и относится не совсем обычное существо --
человек. Пользуясь аллегорией для описания этих трех мозгов в одном мозге, представим
себе, что когда психиатр просит пациента лечь на кушетку, он просит его лечь рядом
с лошадью и крокодилом... В то время, как наши мыслительные функции
осуществляются в новейшей и наиболее развитой части мозга, наше эмоциональное
поведение по-прежнему определяется процессами, протекающими в относительно
грубой, примитивной системе, в архаичных структурах мозга, который претерпел
лишь незначительные изменения за всю нашу эволюцию от мыши до человека".
2. Антропологический
и
3. Физиологический, которые тесно взаимосвязаны. По
мнению Кестлера, состояние беспомощности человека в младенческие годы
накладывает неизгладимую печать на всю его остальную жизнь и, возможно,
объясняет предрасположенность человека к подчинению власти других индивидуумов
и групп и воздействию на него различных доктрин и заповедей, его неодолимую
потребность принадлежать к какому-либо племени или нации и, в особенности,
принять соответствующую систему верований. Такие «племенные» отношения, часто
носящие экстатично-гипнотический характер, способны вылиться в массовую истерию
в скрытой или открытой форме.
4. Лингвистический. «Человек – существо, склонное к
изобретению символов. Его величайшее (и наиболее опасное) достижение в этой
области – язык…Язык является главной связующей силой в рамках данной этнической
группы и, в то же время, отталкивающей силой, создающей барьеры между
различными группами… Именно язык позволяет человеку формулировать конфликтующие
доктрины и идеологии… И хотя человеческие страсти нетрудно возбудить с помощью
таких символических изображений, как трехцветный флаг и свастика, все же самым
взрывоопасным символом, способным вызвать цепную реакцию стадного состояния,
является слово… Без языка не было бы поэзии, но и не было бы войн».
5. Эсхатологический. «Последний патогенический фактор
– одновременное открытие и отрицание человеком феномена смерти. Неизбежность
смерти – индуктивное умозаключение, к которому человек пришел благодаря своему
относительно новому приобретению – коре головного мозга; однако старый мозг не
хочет с этим примириться. Инстинкты и эмоции страстно отвергают абстрактную, но
в то же время устрашающую мысль о личном небытии. Одновременное приятие и
отрицание смерти отражает глубокий раскол в психике человека, наполнив его мир
призраками, демонами и другими невидимыми духами,…которых необходимо было
умиротворять человеческими жертвоприношениями, святыми войнами, сжиганием
еретиков, истязанием и самоистязанием. Опять мы должны видеть обе стороны
медали: с одной стороны, религиозное искусство, архитектура и музыка; с другой,
параноический бред о вечном адском огне, муки живых и мертвых».
Таким образом, можно сказать, что человек еще не полностью очеловечился. Каково бы ни было его происхождение (от Бога или от обезьяны), общеизвестно, что он когда-то жил в пещерах и вел примитивный образ жизни. Его эволюция еще не закончилась, и вполне логично предположить, что он еще не исчерпал полностью своего потенциала, что он способен совершенствоваться физически, умственно и духовно (при условии, что у него на это хватит времени).
На данном этапе мы сочетаем в себе черты и качества животного, дикаря, варвара и человека, причем их соотношение варьируется в широких пределах. (Кстати, варварами в этой книге я называю тех, в ком присутствуют не только исторически сложившиеся черты этого типа людей, но и такие качества, которые в современном мире многими воспринимаются как положительные: напористость, эгоцентризм, псевдоцелеустремленность, терпимость к пороку и злу.) Это биологический факт, который нам всем необходимо признать. И хотя нам никогда не удастся полностью избавиться от некоторых биологических функций (по крайней мере на этом свете), мы должны научиться сдерживать и подавлять наши животные и варварские инстинкты и развивать человеческие качества.
Современное общество предпочитает видеть себя цивилизованным и разумным, в то же время считая нормальными и вполне человеческими такие варварские черты, как жадность, соперничество, агрессивность, жестокость и ненависть. Современный варвар стремится оправдать и увековечить эти черты, используя их в личных интересах для манипулирования другими людьми, эксплуатации, обогащения и обладания властью. Если мы будем продолжать видеть в таком варваре идеал Человека, то нам не к чему будет стремиться.
Итак, говоря, что человек
еще не оформился окончательно, я имею в виду, что он еще не стал Человеком
Разумным, что он еще не реализовал свой огромный потенциал в области разума,
мудрости, духовности и творчества. В романе Олдоса Хаксли "Спустя много
лет" (стр. 201) его главный герой говорит: "...мир, в котором мы
живем, -- дело наших рук и отражение того, что мы есть сегодня. Если люди будут
продолжать оставаться такими, какими они есть сегодня и какими были в прошлом,
то очевидно, что мир, в котором они живут, не может стать лучше... Но, с другой
стороны, в их власти возвыситься до уровня вечности".