ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ

(Отчаянная попытка просветить современного варвара)

Владимир Васин


6.3   Комплексное решение

В предыдущих разделах книги я предлагал частичные решения проблем, стоящих перед современным обществом. Однако было бы наивным полагать, что эти проблемы могут решаться изолированно друг от друга и поочередно. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается самая большая и самая распространенная ошибка, ибо все они взаимосвязаны и проистекают из одного источника -- дьявольской триады невежества, безнравственности и глупости. Вряд ли можно что-либо сделать в отношении глупости, за исключением того, чтобы противиться принятию ее в качестве нормы. Но невежество и безнравственность -- это две наиболее важные области, где незамедлительно должны быть осуществлены необходимые изменения.

Для того чтобы иметь дело с системой переплетенных проблем, необходим перспективный комплексный подход, предполагающий проведение серьезных политических, экономических, социальных, культурных и образовательных реформ. Другими словами, необходима ненасильственная революция в мышлении и отношении к жизни, которая потребует от общества определенных жертв. На первый взгляд это может показаться титанической, даже невыполнимой задачей, но я считаю, что это наша единственная возможность. Вероятно, я не выгляжу оптимистом, но для меня оптимизм и пессимизм -- это просто желание видеть явления соответственно в розовом или черном цвете, безотносительно к реальности. Однако если бы меня вынудили сделать выбор, я бы назвал себя оптимистом. Почему? А потому, что я убежден, что в мире все еще существует много невежества, гораздо больше, чем безнравственности и глупости. Невежественный человек, если у него есть совесть, средний интеллект и воображение, способен осознать действительность и сделать верный выбор, если ему открыть глаза.

Многие из нас страшатся взглянуть действительности в глаза, потому что чувствуют, что она действительно страшна. Мы ищем убежища в мечтах и фантазиях, надеемся без особой надежды, что когда-нибудь кто-нибудь каким- то образом наткнется на магическую формулу и разрешит наши проблемы. Этого, однако, не случится. Магической формулы не существует. Все те, кто это осознает, должны взять на себя ответственность за будущее человеческой расы, в том числе своих детей и внуков, и сделать все от них зависящее. Что же именно мы можем сделать? Я попытаюсь быть по возможности реалистичным, логичным и практичным, предлагая некоторые решения, назначение которых на данном этапе -- не разрешить существующие проблемы исчерпывающим образом и обрисовать новое общество, а лишь смягчить их и улучшить существующее положение.

Любое сознательное рациональное действие начинается с идеи. Прежде чем идея будет принята, она должна быть четко сформулирована и нравственно обоснована. Потребуется определенное время для того, чтобы она распространилась и закрепилась в сознании людей. По мере того как растут социальные проблемы и все более выявляются ошибочность и варварский характер существующих общественных систем, все больше людей начинают осознавать необходимость перемен и поиска альтернативы. Если мы хотим предотвратить необратимое разрушение среды обитания, мы должны начать разработку такой альтернативы уже сегодня, помня предупреждение Эриха Фромма ("Разумное общество", стр. 310): "На этот раз человечество стоит на распутье, где неверный шаг может стать последним".

Социальные перемены должны быть осуществлены на трех уровнях: индивидуальном, национальном и глобальном.

На индивидуальном уровне мы должны четко разграничить истинные добродетели и истинные пороки, то есть добро и зло. Мы должны осознать, что невозможно достигнуть каких-либо положительных результатов, если мы не признаем необходимость сохранения, дальнейшего совершенствования и соблюдения основного нравственного кодекса общественного поведения. Такие качества, как честность, доброта, любовь и внимание к ближним, умеренность, скромность, самообладание, ответственность и достоинство, вновь должны обрести ценность и стать для нас идеалом.

Величайшими из зол, довлеющими над обществом, остаются жадность, властолюбие и гедонизм. Жадность -- это болезнь души, которая затемняет и искажает человеческое восприятие реальности. Это могучая разрушительная сила, заставляющая людей искать и накапливать материальные ценности, работая как роботы, обманывая, крадя и даже убивая друг друга. Вот почему в мире больше бедности и страданий, чем достатка и счастья. Вот почему происходят экономические кризисы, ведутся войны и разрушается окружающая среда. Таким образом, чтобы исправить ситуацию, мы должны признать жадность нашей слабостью и научиться сдерживать и подавлять ее. Этот процесс можно начать путем оказания другим людям небольших услуг, которые нам ничего не стоят, делясь с ними вещами, в которых мы не особенно нуждаемся, и отказываясь от некоторых удовольствий, без которых мы можем прожить. Постепенно такое поведение превратится в привычку, и мы даже начнем чувствовать потребность в том, чтобы делать добро другим.

Необходимо также пересмотреть наши истинные нужды и потребности и прекратить производить бесполезные вещи, которые доставляют нам лишь мимолетное удовлетворение и которые ложатся дополнительным бременем на природные ресурсы и способствует загрязнению окружающей среды. Вместо того чтобы бесконечно гоняться за чувственными удовольствиями и наслаждениями, мы должны искать удовлетворения в полезной созидательной и духовной деятельности.

И, наконец, мы должны понять, что путь к самосовершенствованию лежит не через неограниченную индивидуальную свободу. Если она не основана на сознательности, самодисциплине и ответственности, индивидуальная свобода граничит с анархией, а, как мы знаем, анархия нежизнеспособна. Мы можем стать более человечными, лишь развивая наш разум, нравственность и духовность. Олдос Хаксли верил ("Лукавый Пилат", стр. 193), что "...ведя добродетельную и разумную жизнь, практикуя созерцательность и совершенствуя память, мы раскроем все наши скрытые таланты, достигнем, несмотря на все препятствия, счастья, умиротворения и целостности, иными словами, станем полностью и абсолютно самими собой".

На национальном уровне мы должны перестать жить племенными инстинктами, защищая лишь интересы своей семьи, общины или нации и игнорируя остальной мир. Те беды, которые происходят за пределами нашей страны, в конечном счете неминуемо затронут и наши собственные национальные интересы во всех сферах жизни -- в политике, экономике и культуре. Сегодня этот процесс особенно обострился, и один из его признаков -- массовая иммиграция из неблагополучных районов мира. Мы должны понять, что все мы оказались на одном тонущем корабле.

Важно также понять, что, просто взывая к совести индивидуумов и групп, мы не добьемся положительных результатов. Перемены должны осуществляться правительствами, которые, в конце концов, избирает сам же народ. Выбирая политических вождей, мы должны отдавать предпочтение не приятным улыбающимся физиономиям и языкам без костей, а сильным и цельным личностям, которые серьезно намерены осуществить необходимые перемены, располагают детально разработанной комплексной программой политических, экономических, социальных и культурных реформ и готовы служить народу, следуя голосу совести, а не варварскому инстинкту стяжательства.

Я предложил бы следующие конкретные меры:

1) сократить зарплату и ликвидировать особые привилегии для политических лидеров;

2) запретить сбор денежных средств на проведение избирательных компаний;

3) усилить контроль над индустрией развлечений и телевидением, чтобы противодействовать их разлагающему влиянию на сознание людей;

4) ограничить размеры и влияние крупных корпораций;

5) увеличить занятость и снизить безработицу за счет сокращения продолжительности рабочей недели (желательно делать это на добровольной основе в соответствии с принципом "меньше работать за меньшее вознаграждение");

6) запретить продажу в частное пользование государственной земли в размерах, превышающих, например, 30 соток; фермерам может предоставляться столько земли, сколько они способны обработать, не доводя ее до истощения, и на такой срок, в течение которого они будут ее обрабатывать и производить сельхозпродукцию;

7) запретить забастовки в государственном секторе экономики и в отраслях, имеющих особо важное или стратегическое знначение;

8) принять строгие законы, обеспечивающие эффективную борьбу с преступностью;

9) создать атмосферу общественной нетерпимости ко всем формам нарушения закона и насилия, установив строгие штрафы за нарушения норм и правил общественной жизни;

10) лишить нарушителей закона избирательных прав и других свобод;

11) запретить личное владение огнестрельным оружием;

12) ввести дополнительный налог на предметы роскоши;

13) способствовать внедрению безотходных технологий и замкнутых циклов производства;

14) поощрять рациональное планирование семьи и контроль над рождаемостью;

15) провести реформу систем образования (комплексные экзамены, обязательное ношение формы в школах и строгая дисциплина);

16) упростить язык официальных документов (отчеты, договоры, налоговые формы, юридическую документацию и т.д.), чтобы сделать их более понятными для населения.

На глобальном уровне, я убежден, что настало время для всех разумных людей взять на себя ответственность за предотвращение того, что предсказывал Дж. Оруэлл в своей книге "1984". Они должны объединиться в международную организацию, которая служила бы символом нового более человечного общества, не идеального, не утопического, а такого, в котором человеческое достоинство, справедливость, разум и духовность вновь стали бы путеводными идеалами для тех, кто потерял надежду, разочаровался или ищет смысла в жизни. Эрих Фромм верил ("Иметь или быть?", стр. 187), что "...единственная альтернатива хаосу -- новый синтез, синтез духовности позднего средневековья и современной рациональной мысли и науки..."

Новая организация должна будет разработать четкую программу, основанную на нравственных принципах, не ограниченных рамками расовых, религиозных, национальных и культурных различий. Ее задачами станут:

1) просвещение масс, распространение нравственных ценностей и идей гуманизма путем лекций, дискуссий, диалогов;

2) нравственная и этическая оценка внутренней и внешней политики, проводимой национальными правительствами;

3) оказание давления на правительства, предпринявшие безнравственные акции, и воздействие на общественное мнение путем заявлений, разъяснений, призывов и ненасильственных протестов;

4) повышение сознательности масс в отношении глобальных проблем, таких как перенаселенность, загрязнение окружающей среды, экономическое неравенство, вырождение разума, нравственности и духовности;

5) разработка рекомендаций по улучшению политических, экономических и правовых структур, систем образования и средств массовой информации;

6) активная поддержка усилий по разрешению международных, этнических и религиозных конфликтов и по снижению преступности, насилия, наркомании, проституции и порнографии.

Общее направление и цели межгосударственного сотрудничества должны
включать в себя:

1) учреждение Международного конституционного правительства;

2) запрещение оружия массового уничтожения, разоружение и искоренение войн;

3) экономическое сотрудничество и координацию действий;

4) поиск решения проблемы перенаселенности;

5) предотвращение глобального загрязнения среды и экологических катастроф;

6) дальнейшее развитие и строгое выполнение норм и положений международного права.

В своей книге "Одержит ли человек верх?" (стр. 30) Эрих Фромм подытожил задачи человечества таким образом: "Один из подходов -- говорить правду. Мы должны выпутаться из сетей самооправдания, самообмана и двоемыслия. Мы должны быть объективными и видеть мир и самих себя в реальном свете, не искаженном нарциссизмом и ксенофобией. Свобода существует только там, где есть разум и правда. Племенной сепаратизм и идолопоклонство процветают там, где голос разума безмолствует".

Те воспитатели, философы, историки, моралисты, ученые и писатели, которые осознают проблемы, стоящие перед человечеством и испытывают чувство ответственности, должны делиться своими знаниями и взглядами с широкой общественностью и быть проводниками на пути к более совершенному человеческому обществу. "Я убежден, -- писал Фромм ("Иметь или быть?", стр. 161), -- что наше будущее зависит от того, смогут ли лучшие умы, осознающие современный кризис, посвятить себя новой гуманистической науке о Человеке. Ибо только их объединенные усилия способны разрешить человеческие проблемы..."
 

Hosted by uCoz