ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ

(Отчаянная попытка просветить современного варвара)

Владимир Васин


ГЛАВА 6.   АЛЬТЕРНАТИВА

Как я уже пытался показать в предыдущих главах, современная демократия не может оставаться жизнеспособной длительное время и поэтому не имеет будущего. "Несмотря на поверхностный блеск оптимизма и инициативы, современный человек подавлен глубоким чувством бессилия и, словно в состоянии паралича, устремляет свой взгляд в сторону приближающейся катастрофы", -- писал Эрих Фромм ("Бегство от свободы", стр. 281). Говоря это, он имел в виду сравнительно образованных людей -- политиков, технократов, интеллектуалов. Что же касается масс, чье сознание обеднено и отравлено политической пропагандой, индустрией развлечений, гедонизмом и седозволенностью, фальшивыми и искаженными толкованиями таких понятий, как свобода слова и самовыражения, индивидуальная свобода и всякого рода права, то они испытывают все более сильное чувство недовольства и разочарования ростом экономических трудностей и социальных проблем и поэтому становятся все более агрессивными и менее управляемыми. Этот процесс уже отмечается во многих районах мира. И это только начало, только первые намеки на то, что может произойти. Управленческая элита, возможно, уже в не столь отдаленном будущем будет вынуждена прибегнуть к крайним мерам, чтобы навести порядок, сохранить то, что останется от нашей среды обитания, и обеспечить свое собственное выживание. Таким образом современные полудемократические структуры будут неизбежно вытеснены новыми варварскими формами тоталитаризма, скорее всего, технократическими фашистскими государствами, которые будут бороться за мировое господство, уничтожая друг друга.

Поскольку массы не могут управлять сами собой, и наиболее вероятной формой правления станет технократический фашизм, то не пора ли начать поиски новой альтернативы? Я считаю, что долг каждой способной и ответственной личности принять участие в поисках такой альтернативы путем глубоких размышлений, обмена своими взглядами и идеями с другими членами общества и выработки на этой основе конкретных решений. Я глубоко убежден, что такой альтернативой могло бы стать международное конституционное правительство, которое явилось бы первым шагом к построению более разумного, нравственного и гуманного общества.

6.1  Сможем ли мы выжить?

Шансы человечества на выживание малы, но все же существуют. Если бы мы вовремя (а это значит уже сейчас) осознали, что движемся к самоуничтожению, мы, возможно, сумели бы воспользоваться наконец нашим разумом и изменить наше отношение к жизни, обществу и природе.

Мне как-то задали весьма коварный вопрос: "Почему нас должно беспокоить, выживет ли человеческая раса или нет?" Я никак не ожидал такого "нелепого" вопроса и, впервые услышав его, даже растерялся. Но в глубине сознания я чувствовал, что обоснованный ответ существует. Позже я подумал над этим. Для тех, кто верит в Бога, ответ может быть прост: все мы в руках Божьих, и все, что происходит на Земле, -- часть Божественного замысла. Следовательно, нам нет нужды беспокоиться о нашем выживании, о нем позаботится Бог. Но поскольку я не считаю себя религиозным человеком в общепринятом понимании этого слова, я должен был найти более "рациональный" ответ, который сводится к следующему. Если бы люди погибли одновременно и мгновенно (например, в результате какой-то космической катастрофы), то это можно было бы и не считать большой потерей для кого- либо (тем более что на планете никого бы не осталось) или для Вселенной, поскольку жизнь, вероятно, существует в большом разнообразии в других звездных системах. Проблема заключается в том, что в результате разрушения среды обитания, если не наше, то последующие поколения будут умирать отнюдь не легкой смертью. Они будут гибнуть медленно и мучительно, от зараженных воздуха и воды, от эпидемий, войн и прочих бедствий. И виновниками их страданий будем мы, нынешнее поколение.

Для людей неверующих это вопрос философского и духовного плана. С философской точки зрения, если мы предположим, что обоснованной причины для нашего выживания не существует, то тогда нет обоснованной причины и для нашего существования. Если мы существуем без всякой причины, то тогда не имеет значения, выживают люди или умирают, наслаждаются ли они жизнью или страдают. Тогда все понятия и идеалы свободы, справедливости, счастья, любви и т.п. утрачивают всякий смысл. Другими словами, все, что происходит в нас и вокруг нас, было бы бессмысленным. В духовном плане, мы приходим к чему-то такому, чему наука не может дать рационального объяснения, по крайней мере сегодня. Здесь я вынужден признать существование какого-то Абсолюта. К этому меня вынудила "моя собственная" логика. Однако этот Абсолют, в отличие от Бога, описанного в Библии или в других религиозных книгах, не поддается описанию.

6.2  Философия и практика

Мы не сможем найти решения наших проблем, не поняв их коренные причины и возможные последствия. Мы не сможем этого сделать, не воспользовавшись нашей способностью мыслить, нашим разумом и воображением, не пытаясь найти смысла в жизни. Другими словами, мы вынуждены пофилософствовать, нравится нам это или нет. Я не говорю о философии вообще, об абстрактных ее формах. Я говорю о прагматической и нравственной философии, то есть о философии жизни.

Философию не следует рассматривать как самоцель, а скорее как средство, как инструмент, как метод достижения целей, особенно отдаленных. Она должна тесно соприкасаться с практикой. Иначе она превращается в интеллектуальную гимнастику, как это часто бывает. В решении человеческих проблем философия играет первостепенную роль, хотя и не исключительную. Она помогает нам лучше понять наше настоящее и представить себе наше будущее. Например, общество никогда не сможет излечить экономику, призывая потребителя тратить больше денег на приобретение товаров и разжигая его жадность и аппетиты к материальным ценностям и удовольствиям. Оно никогда не сможет решить проблему наркомании, если будет лишь нанимать для участия в рекламе звезд кино, спорта и молодежных кумиров, которые с телеэкранов призывают детей и подростков пользоваться приемами безопасного секса и говорить "Нет!" наркотикам. Оно никогда не сможет разрешить вооруженные конфликты и исключить войну, если страны будут продолжать думать только о своих национальных интересах и продавать оружие любому, кто за него заплатит. Семьи никогда не смогут воспитать детей разумными, нравственными и ответственными, если будут продолжать позволять индустрии развлечений промывать им мозги или давать детям только профессиональное образование, не прививая им нравственных ценностей. И так далее, и так далее. Решение следует искать на более высоком уровне осмысления, то есть в сфере практической философии. Мы должны увидеть полную картину, которая включает в себя нас самих, человечество в целом и планету, составляющую наш мир. Нашими будущими вождями должны быть прагматические философы, исповедующие высокие нравственные принципы; а сегодняшние политики, с их умом и работоспособностью, могли бы быть хорошими исполнителями -- при условии, что они руководствовались бы этическими нормами и были бы ответственны перед народом, которому они призваны служить. Не случайно Платон считал, что миром должны править философы.
 

Hosted by uCoz