ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ

(Отчаянная попытка просветить современного варвара)

Владимир Васин


5.12  Наркомания, проституция, азартные игры

Эти пороки разъедают западное общество изнутри, разрушая его хрупкие ценности и добродетели. В окружении вседозволенности, гедонизма и эгоизма они продолжают завоевывать новые позиции. И вновь за всем этим -- жадность и деньги. Давайте рассмотрим эти пороки поочередно.

Наркомания.  Существуют разногласия относительно причин возникновения и средств решения этой проблемы. В одном, похоже, мы все согласны -- в характере ее последствий. А они трагичны, поскольку употребление наркотиков разрушает интеллектуальное и физическое здоровье человека и вносит значительный вклад в арсенал социальных зол, таких как преступность и насилие.

Почему люди начинают пользоваться наркотиками? Ответ простой: одни, особенно молодежь, -- под влиянием улицы; другие, включая взрослых, -- в поисках новых удовольствий и острых ощущений; третьи испытывают на себе их действие во время лечения в больницах. Дети и подростки особенно уязвимы для наркотиков. Они знакомятся с ними в школе и на улице, на дурном примере родителей, под воздействием кино и телевидения, где наркотики часто неотъемлемый атрибут изображаемой на экране жизни, полной захватывающих событий и приключений. Употребление наркотиков уже не ограничивается преступным миром. Сегодня оно пронизывает западное общество снизу доверху. Многие будущие политические вожди, вероятнее всего, тоже успеют отведать наркотиков до того как придут к власти.

Что касается решения этой проблемы, некоторые из так называемых экспертов в этой области полагают, что оно возможно путем легализации наркотиков, то есть свободной контролируемой продажи по установленной государством цене, и сурового наказания (вплоть до смертной казни) нелегальных оптовых торговцев. Такая мера якобы подорвет нелегальную торговлю с ее миллиардными оборотами и тем самым нанесет удар по сфере производства этого опасного зелья.

На мой взгляд, это безответственная и неразумная позиция. Во-первых, легализация наркотиков означает легализацию "греха", то есть принятие порока в качестве нормы. Будет утрачена еще одна человеческая ценность, будет сделан еще один шаг назад в эволюции человека. По-видимому, некоторые интеллектуалы поняли буквально афоризм Оскара Уайльда "лучший способ отделаться от соблазна -- уступить ему". Во-вторых, свободный доступ к наркотикам не снизит спроса на них, так же как свободный доступ к алкоголю, спрос на который продолжает возрастать, не решил проблемы злоупотребления им. Любой наблюдательный человек знает, что, чем меньше мы соприкасаемся с тем, что нас соблазняет, тем меньше шансов поддасться соблазну. Современный человек не достиг еще того уровня зрелости и силы воли, которые позволили бы ему провести разграничительную черту между безвредным пользованием и разрушительным злоупотреблением.

Пока же, решение проблемы заключается в более строгом законодательстве и контроле над индустрией развлечений, и в особенности телевидением, которые часто делают наркотики центральной темой своей зрелищной продукции, чтобы сделать ее более привлекательной и популярной. Для защиты своих интересов, общество должно рассматривать наркотики как социальное зло.

Проституция.  Как-то в ходе разговора о проституции меня спросили: "С философской точки зрения, что плохого в том, что проститутка зарабатывает себе на жизнь, вступая с клиентом в половые отношения с обоюдного согласия, причем она пользуется необходимыми средствами защиты, и кто тот авторитет, который может заявить: "Это безнравственно"? Я ответил так. Во- первых, это не просто философский вопрос, ибо мы имеем дело с реальной жизненной ситуацией. И во-вторых, нравственность -- это не абстрактная философская категория; это социальное понятие, лежащее в основе человеческих отношений и регулирующее их.

Итак, что же плохого в проституции? Это -- такое занятие (современное общество присвоило ему благородный титул "профессия"), когда проститутка встречается со многими различными клиентами при различных обстоятельствах. Известно, что не всегда все идет гладко в отношениях между проституткой и клиентом: поскольку нет стопроцентной защиты против болезней, передаваемых половым путем, то всегда есть опасность заразиться смертельной болезнью, например, сифилисом или СПИДом, и затем передать ее другим клиентам. Кроме того, проституция "сожительствует" с другими пороками, такими как наркомания, рэкет и насилие. Будучи бизнесом, она тоже основана на жесткой конкуренции, и поэтому немногие проститутки, а лишь своего рода "элита", могут позволить себе выбирать "чистых" и респектабельных клиентов. Остальные вынуждены быть менее разборчивыми и поэтому часто подвергаются побоям и оскорблениям со стороны сутенеров и клиентов. Многие проститутки имеют детей, жизнь которых, несомненно, пострадает или будет полностью разрушена из-за такого образа жизни их матери. Опыт показывает, например, что большинство сексоманов происходят из семей, в которых родители вели распутный образ жизни. Все это факты реальной жизни, а не отвлеченные философские разглагольствования. Это еще один пример того, как важно привязать философию к реальной жизни, если мы хотим понять проблему и найти ее решение.

Некоторые полагают, что проблема проституции может быть решена путем ее легализации и установления над ней строгого медицинского контроля. Вряд ли такая мера будет действенной. С нравственной точки зрения, общество узаконило бы еще один порок. С практической точки зрения, это было бы наивной и бесполезной попыткой достичь невозможного -- саморегулирования наиболее мощного животного инстинкта, который владеет человеком.

Многие люди пытаются оправдать проституцию тем, что это "древнейшая профессия в мире". Является ли это основанием для того, чтобы принять ее в качестве нормы? "Древнее" не обязательно означает "хорошее". Например, охота за скальпами -- тоже древнее занятие. Проституция должна оставаться вне закона, и с ней необходимо вести решительную борьбу. И не только законодательным путем, но и прежде всего через просвещение.

Азартные игры.  Хотя на Западе азарные игры во многих местах разрешены законом и всячески рекламируются индустрией развлечений, на мой взгляд, они остаются социальным пороком. Как еще можно назвать непродуктивное занятие, питаемое жадностью людей к деньгам и их пристрастием к острым удовольствиям? Никаких положительных ценностей в этом занятии не содержится. Богатые тратят массу денег в казино ради того, чтобы испытать острое чувство риска. Не столь богатые гоняются за вечно ускользающей мечтой выиграть главный приз, причем многие втягиваются в это занятие, порой проигрывая все свое достояние, разрушая свою жизнь и жизнь семьи. Потерянные ими деньги идут в карманы владельцев казино и тех, кто их обслуживает, никак не способствуя повышению жизненного уровня общества в целом. (Недавно индустрия азартных игр ввела еще одну форму развлечения -- азартные игры на компьютере, которые, согласно сообщениям печати и телевидения, публика восприняла с большим энтузиазмом.)

В Северной Америке азартные игры становятся все более популярными даже в индейских резервациях, вожди которых утверждают, что строительство новых казино на индейских территориях принесет им процветание и поможет финансировать такие проекты, как строительство школ и спортивных сооружений, и способствовать развитию прочих социальных услуг. Эта идея -- яркий пример кричащего противоречия между заявлениями индейских вождей об их приверженности к традиционному образу жизни, с одной стороны, и незамедлительным принятием продукции современной технологии (автомобилей, снегоходов, автоматических винтовок с оптическим прицелом, телевизоров, компьютеров и т.д.) и целого ряда пороков современного варварского общества, с другой стороны. Как и любая другая деятельность, нацеленная на быструю и легкую прибыль, азартные игры подпадут под контроль не самих индейских общин, а их "образованных" вождей (обычно это адвокаты), которым трудно будет устоять против соблазна воспользоваться этой "услугой" в своих личных интересах. Строить благополучие общины на доходах от игорных домов -- это значит строить ее благополучие на грехе и пороке. Это приведет лишь к дальнейшему разрушению традиционного образа жизни индейцев, за который так ратуют их лидеры.

Я считаю, что наркомания, проституция и азартные игры не должны быть легализованы. Чем больше будет открыт к ним доступ, тем больше людей станут жертвами этих пороков. Разумеется, общество никогда не сможет полностью избавиться от них. Как говорится в одной поговорке, "свинья всегда найдет грязь". По крайней мере, наложив запрет на наркоманию, проституцию и азартные игры, общество в какой-то степени сможет защитить подрастающее поколение от этих коварных пороков.
 

Hosted by uCoz