(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
4.7 Манипулирование общественным мнением
Манипулирование общественным мнением или, как говорят на Западе, "промывание мозгов" стало повседневным явлением там, где преобладают стяжательство, потребительство и безнравственность. В мире, где человек преуспевает за счет других, рекламный бизнес, политики и средства массовой информации часто прибегают к этому средству в корыстных целях, ради власти и денег. Как писал Эрих Фромм в книге "Революция надежды" (стр. 26), "Нам может казаться, что мы движемся по пути к большему индивидуализму; в действительности же мы становимся цивилизацией управляемых масс".
Щедрые обещания, которые дают политики во время избирательных кампаний с единственной целью -- завоевать симпатии публики; демонстрация полураздетых красоток в телевизионной рекламе для того, чтобы заставить публику покупать товар, в котором она не нуждается; якобы опробованные семинары, на которых людей обучают быстро делать деньги -- вот некоторые из методов, которые используются для манипулирования массами. То, что выдается за стандарт, и становится стандартом. Именно индустрия развлечений диктует, какие картины, книги и фильмы, как бы посредственны они ни были, следует считать истинным искусством. Люди, не знакомые с образцами высокого искусства и не способные составить собственного мнения, охотно проглатывают готовые оценки, верят, что приобщаются к истинным достижениям творчества, и требуют больше такого "искусства". Таким образом манипулируемое сознание становится зависимым сознанием.
В процессе манипулирования сознанием масс искажаются и разрушаются истинные ценности. Такие положительные качества, как скромность, доброта, самоконтроль и достоинство постепенно утрачиваются и заменяются такими чертами, как хвастовство, агрессивность, эгоизм и угодничество. Эти черты принимаются в качестве нормы, приобретают положительную окраску и передаются последующим поколениям. Как заметил Олдос Хаксли в книге "Лукавый Пилат" (стр. 276), "Такая фальсификация духовных и нравственных стандартов в современном мире -- продукт демократии, и дальше всего этот процесс зашел в Америке". "Глупость, внушаемость и потребительство рассматриваются как высшие человеческие ценности. Ум, независимость и бескорыстие, которыми люди когда-то восхищались, становятся злом, подлежащим искоренению", -- продолжает Хаксли (там же, стр. 280).
Какими же способами осуществляется манипулирование сознанием людей и к каким последствиям оно приводит? Обладая большим опытом практики в качестве врача-психоаналитика, Эрих Фромм пришел к такому заключению ("Иметь или быть?", стр. 173):
"Гипнотические методы, используемые в рекламе и политической пропаганде, представляют опасность для умственного здоровья людей, в особенности для ясности критического мышления и эмоциональной независимости. Я не удивлюсь, если серьезные исследования подтвердят, что наносимый наркоманией вред не так велик, как вред, причиняемый методами промывания мозгов, от подсознательного внушения до полу-гипнотических приемов вроде бесконечного повторения или подавления рационального мышления путем переключения внимания на откровенную похоть... Бомбардировка сознания рекламными клипами оказывает отупляющее воздействие на публику. Эта атака на разум преследует индивидуума повсеместно и ежедневно: когда он подолгу смотрит телевизор, или слушает радио в автомобиле, или принимает участие в избирательных кампаниях и т.д. Последствие такого внушения -- общая атмосфера полусна, смесь веры и неверия, потеря чувства реальности... Промывание мозгов опасно не только тем, что принуждает нас покупать вещи, в которых мы не нуждаемся, но также заставляет нас выбирать политических лидеров, которых мы никогда бы не выбрали, если бы полностью контролировали свое сознание. Но мы не хозяева своего сознания. Чтобы противостоять этой возрастающей опасности, мы должны запретить применение всех гипнотических форм пропаганды как в коммерции, так и в политике".
Реклама -- одно из наиболее отвратительных современных ремесел, демонстрирующих всю глубину человеческой глупости, вульгарности и отсутствия достоинства. Она может быть оправдана в тех случаях, когда информирует потребителя о наличии различных товаров и услуг. Однако вместо того, чтобы приносить пользу обществу, она превратилась на Западе в чудовищного паразита, питающегося его соками. При попустительстве средств массовой информации, политиков и государственных бюрократов огромные средства расходуются на изготовление экстравагантных идиотских клипов, большинство из которых не имеют ничего общего с реальным назначением и качеством рекламируемого продукта. Основная цель рекламы -- манипулирование потребностями и вкусами публики, чтобы заставить ее покупать больше товаров. Частные компании и правительственные организации платят огромные деньги из своих бюджетов дельцам рекламы и знаменитостям (включая политиков высокого ранга, оперных певцов и целые симфонические оркестры), добровольно торгующим остатками своего достоинства, профанируя искусство, которое они представляют. Многие люди не сознают, что огромные суммы, выбрасываемые на рекламу, списываются компаниями как производственные расходы, т.е. не облагаются подоходным налогом, а как известно, государственный бюджет существует в основном за счет налогов. Так например, только за один 1993 год американская телефонная компания Эй-Ти-Анд-Ти израсходовала на рекламу 511 миллионов долларов.
Сознание потребителя обрабатывается таким образом, чтобы он принимал рекламу как норму, как необходимость, как неотъемлемый атрибут повседневной жизни. Он и не подозревает о том коварном разлагающем воздействии, которое реклама оказывает на его ментальность. Как деликатно выразился Нил Поустмэн (стр. 126), "...американец, достигший сорокалетнего возраста, уже пересмотрел за свою жизнь около миллиона телевизионных реклам, и к тому времени, когда он получит свой первый пенсионный чек, он просмотрит еще один миллион. Поэтому мы можем смело предположить, что телевизионная реклама оказывает глубокое воздействие на образ мышления американцев".
Особенно омерзительна безответственная и циничная эксплуатация детей всех возрастов рекламным бизнесом, который пользуется их естественной незрелостью и неестественной незрелостью и жадностью их родителей. Участие детей в рекламе вызывает чувство умиления и гордости у их родителей, которые однако не осознают, что одновременно это кладет начало нравственному развращению первых. Разжигая апетиты детишек красочными рисунками и игрушками, рекламный бизнес косвенно оказывает давление на родителей, не способных противостоять капризам избалованного потомства, вынуждая их раскошеливаться. Один из примеров такой неэтичной практики -- нацеленная главным образом на детей рекламная политика фирмы "Мак-Доналдс".
Современная психология, которую Эрих Фромм охарактеризовал как "высшее достижение искусства манипуляции", по сути представляет собой один из видов бизнеса. Обзаведясь разного рода дипломами, современные западные психологи, психоаналитики и психиатры превратили свою профессию в доходный бизнес. Подобно торговцам, многие из них прибегают к чисто коммерческим приемам и трюкам и всегда готовы испробовать их на вас, если вы согласны хорошо заплатить за это.
Поскольку психология имеет дело с отвлеченными понятиями, то публике трудно отличить серьезного психотерапевта от шарлатана. Часто люди, зачарованные манерами, титулами и псевдонаучной терминологией, смотрят на него, как на Бога. Подобные шарлатаны нередко выступают в телевизионных шоу, рекламируя свое "знания" и надуманные теории. Современные психотерапевты больше движимы любовью к деньгам и известности, чем заботой о пациентах.
Мне вспоминается такой случай. Однажды, обеспокоенный частыми болями в области сердца, я обратился к врачу-кардиологу в одной из московских поликлиник. Как часто бывает, разговор перешел на смежные темы. Демонстрируя свою осведомленность, врач заметил: "А вы знаете, на Западе любой уважающий себя человек имеет своего психиатра..." Теперь это довольно распространенная точка зрения, и меня удивляет ее парадоксальность: выходит, что уважение к себе, предполагающее ответственность за свои действия, самоконтроль и самоанализ, напротив, перекладывает эти функции на "специалиста"! На Западе, в одном из телевизионных шоу взбунтовавшийся против своей профессии психотерапевт высказал такой здравый взгляд: чтобы помочь человеку, который находится в состоянии стресса, обрести душевное равновесие, вовсе не обязательно обращаться к психотерапевту и платить ему большие деньги, а достаточно просто иметь друга, который готов терпеливо выслушать тебя. Собственно, к этому и сводится реальная роль психотерапевта.
Хотя некоторые психотерапевты могут облегчить состояние тех, кто не понимает, что с ним происходит, но они далеко не всегда стремятся помочь своим пациентам навсегда избавиться от внутреннего разлада и обрести душевное равновесие. Являясь продуктом современной общественной системы, они руководствуются теми же предрассудками, что и их пациенты. Их взгляды и теории построены на убеждении, что поведение человека определяется в первую очередь животными инстинктами, и именно из этого следует исходить при "лечении"; поэтому они обращаются с пациентами, как с полуживотными или умственно отсталыми детьми.
В современном обществе
психология ставит своей задачей формирование человеческого сознания в
соответствии с требованиями системы. Вот почему Эрих Фромм ("Революция
надежды", стр. 48) предупреждает, что "...необходимо различать
психологию, которая стремится понять внутренний мир человека и нацелена на его
душевное здоровье, и психологию, которая рассматривает человека как предмет и
стремится сделать его полезным для технологического общества". К
сожалению, психологи первой категории большая редкость; более распространены
представители второй категории. "Сегодня психиатрия, психология и
психоанализ, -- продолжает Фромм ("Разумное общество", стр. 151,152),
-- угрожают превратиться в орудие манипулирования человеком... Представители
этих профессий превращаются в жрецов новой религии наслаждений, потребительства
и эгоизма, в специалистов по промыванию мозгов, в инструмент отчуждения".
В итоге, люди добровольно жертвуют своей свободой, низводя себя до уровня
подопытных кроликов.