Не обладая этими качествами, ни один политик и ни одна знаменитость не сможет пользоваться успехом у публики длительное время. Большинство представителей элиты самозабвенно практикуют искусство позерства; в сфере политики и развлечений это действенное средство выбраться наверх.
Доверчивая публика легко принимает лицемерие и демагогию за одухотворенность и преданность идее. Элитарный слой, существование которого зависит от публики, симулирует симпатию к ней. Вот почему политики и знаменитости так много улыбаются. Как заметил Эрих Фромм ("Бегство от свободы", стр. 268): "Приветливость, веселость и все прочее, что принято выражать улыбкой, становятся автоматической реакцией, которую можно включить и выключить, словно лампочку". Один из известных канадских журналистов как-то посетовал, что бывший премьер-министр Пьер Трюдо "какой-то несимпатичный", потому что он редко улыбался. По той же причине его часто обвиняли в высокомерии. Неужели для того, чтобы публика была убеждена, что она выбрала достойного вождя, тот должен постоянно носить на своей физиономии неестественную улыбку? Разве мы не должны судить о лидере по его способности здраво мыслить и принимать эффективные решения? Все сказанное вовсе не означает, что Трюдо был образцовым главой государства; к тому же я не знаю ни одного крупного политика, который не был бы лицемером и демагогом. Без этих качеств не было бы и политики.
Правительства, которые, как мы знаем, состоят из политиков, так же регулярно прибегают к демагогии, лицемерию и обману. Достаточно вспомнить "Уотергейт", "Ирангейт" и другие политические скандалы. Или, например, когда правительство посылает войска в другие страны якобы для защиты демократии и свободы, истинными мотивами, как правило, выступают личные или национальные интересы. Соблазняясь скорыми экономическими выгодами, многие правительства разрешают и даже поощряют продажу оружия потенциальным агрессорам без учета возможных серьезных последствий. Все это делается, конечно, "во имя свободы и демократии". "Мы строим сиротские дома в отсталых странах и одновременно создаем арсеналы бомб, чтобы бомбить эти дома", - писал Хаксли ("Собрание очерков", стр. 229) задолго до того, как Ирак атаковал Кувейт, а в Югославии разразилась гражданская война. В политике, как и в других сферах общественной жизни, существует двойной стандарт.
Умение производить внешний эффект в современном обществе -- популярное и выгодное качество. Привлекательная внешность и приятные манеры стали обязательным приемом для тех, кто хочет преуспеть в любом деле. Как писал Нил Поустмэн в своей книге "Развлекаясь до умопомрачения" (стр. 98), "священникам и президентам, хирургам и адвокатам, работникам системы просвещения и средств массовой информации приходится больше беспокоиться о внешнем эффекте, чем о том, к чему обязывает их профессия".
Публика, в свою очередь, стремится
имитировать манеры и внешность своих кумиров. (Несколько лет назад в Америке
вновь стали популярны ковбойские шляпы. Когда телевизионный репортер спросил
одну парочку в баре, почему молодой человек носит такую шляпу, его подруга
ответила: "Мне нравится. Он выглядит в ней, как Гарри Купер".) Что еще
хуже, толпа принимает обаяние своих кумиров, как естественное, так и искусственное,
за проявление положительных человеческих качеств. Идолы автоматически становятся
хорошими людьми. Даже мудрыми. Даже нравственными. Публика прощает им все
грехи и недостатки. Более того, разоблачительные материалы скандальной
хроники о безобразных выходках знаменитостей только разжигают интерес части
публики к своим идолам. Другая, более наивная часть публики "жестоко" разочаровывается
в своих кумирах.