ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ

(Отчаянная попытка просветить современного варвара)

Владимир Васин


4.29   Семья

Этот старый социальный институт приобрел двойной статус в современном обществе. С одной стороны, семья превозносится и рассматривается как святыня, соединяющая людей неразрывными связями; однако, с другой стороны, ей позволено распадаться (безумный ритм сегодняшней жизни ведет к все большему числу разводов). Современный образ жизни разрушил многие ценности, традиционно связываемые с понятием "семья". В прошлом семья и церковь оказывали сильное, хотя и не всегда положительное влияние на поведение детей. В те времена слово "родители" имело глубокий смысл, поскольку отец и мать были для своих детей проводниками нравственных ценностей.

Сегодня молодые родители слишком заняты поиском удовольствий, чтобы уделять достаточно внимания воспитанию детей. Многие из этих родителей выросли в 60-е -- 70-е годы массового протеста молодежи против так называемых буржуазных ценностей, который, в частности, ускорил распад семьи. Они портят своих детей вседозволенностью и излишней свободой, которые часто наносят вред умственному и физическому здоровью ребенка. Вакуум, образовавшийся в наивном сознании детей из-за недостатка родительского внимания, заполняется всяческим мусором с телеэкранов. Таким образом телевидение и индустрия развлечений, заботящиеся главным образом о расширении потребительского рынка, отнимают у родителей их детей.

Прежде чем искать способа как разрешить кризис семьи, мы должны понять, какие именно факторы определяют отношения в семье. Эти отношения строятся точно так же, как и в животном мире, где родителями, особенно матерью, руководит инстинкт выживания рода, который побуждает ее взрастить и защитить свое потомство. В свою очередь, выживание потомства полностью зависит от родителей. Эта атавистическая кровная связь все еще сильно проявляется и в более сложных человеческих отношениях. Вот почему для большинства людей их собственная семья стоит на первом месте. Вот почему некоторые матери с гордостью заявляют о своей непоколебимой любви к детям, даже если они совершили чудовищные преступления, например, массовые убийства. Немногие из нас осмеливаются осуждать таких матерей, потому что мы делаем вид, что бережем семью, как святыню, как нечто утвержденное навеки, хотя мы сами и виноваты в ее разрушении. Культ семьи, если он основывается только на кровных связях, представляет собой слепую силу, способную затмить разум и лишить объективности. Родители могут очень любить своих детей, но, если они поглощены лишь своей эгоистичной любовью и не придают значения их воспитанию, то в итоге они могут сделать жизнь ребенка несчастной и лишенной смысла.

Поскольку ясно, что сегодня родители не способны обеспечить нравственное воспитание детей, я считаю, что эту задачу должна взять на себя в конечном счете школа (которая в свою очередь тоже должна претерпеть реформу), ибо именно там дети проводят большую часть своего времени. В задачу школы входило бы привитие детям основных человеческих ценностей, идей и норм поведения, понимания добра и зла, бережного отношения к природе.

Родители со своей стороны тоже должны осознать свои обязанности. Они не должны относиться к детям, как к забавным куклам, и развлекать их яркими пластмассовыми игрушками и компьютерными играми. Они не должны бояться приобщать детей к серьезным вопросам, ибо ребенок одинаково смотрит на серьезное и несерьезное, важное и неважное -- для него все это игра. Кроме того, серьезному предмету можно придать форму разумной игры, которая будет стимулировать интерес ребенка и его мышление. Поскольку, в отличие от взрослых, у детей нет чувства времени, то не следует опасаться, что он упустит годы "счастливого детства". Надо позаботиться о создании для ребенка такого окружения, которое, не лишая его детства, способствовало бы более скорому превращению его в разумного, ответственного, просвещенного члена общества. Чем раньше он созреет, тем больше лет останется ему для наслаждения жизнью, наполненной смыслом.

Пора также принять во внимание проблему перенаселенности и пересмотреть широко распространенное мнение, что большая семья -- это нечто такое, чем мы обязаны безгранично восхищаться. Как мы знаем, не такое уж это большое достижение для мужа -- делать свою жену беременной каждый год. Тем не менее многие из них гордятся этим как доказательством своих мужских достоинств. Что касается последствий, то обычно мужья предоставляют заботиться о них своим женам. Некоторые женщины обвиняют бездетные брачные пары в эгоизме, хотя в действительности, слепо повинуясь материнскому инстинкту, сами часто рождают детей потому, что хотят испытать радости материнства, не заботясь о том, какое будущее ожидает их потомство.

4.30   Религия

Религия, на мой взгляд, это бюрократизированная религиозность. Если религиозность можно определить как присущее человеку ощущение некоей высшей силы, то религия -- это система представлений об этой высшей силе (а по сути -- идеология), которую главенствующие в данной социальной общности религиозные институты внедряют в сознание людей. Вот почему человек, рожденный, например, в Саудовской Аравии, будет скорее всего мусульманином, в России -- православным (если не атеистом), в Испании -- католиком и т.д. В результате религия, построенная на догмах, выступает в качестве разъединяющей, а не объединяющей силы, создавая таким образом условия для религиозных конфликтов, актов насилия и войн.

Традиционно религия в основном воспринимается как нравственная гуманистическая сила, цель которой сдерживать людские страсти и защищать человека от его собственной животной природы. В этом, религии и их институты потерпели неудачу. Сегодня они не способны остановить распад нравственных ценностей и гуманизма как во всем обществе, так и внутри самой церкви. На Западе христианство, подобно другим догматическим учениям, переживает кризис, пытаясь адаптироваться к изменяющимся условиям современной жизни, а Библия (с ее 16-ю или более интерпретациями) неспособна предложить практические решения социальных проблем. Вот что сказал об ослабевающем влиянии Библии в наши дни Эрих Фромм, который сам был серьезным исследователем религий мира ("Одержит ли человек верх?", стр. 63):

"...Библия все еще широко распродается и считается одной из самых популярных книг на Западе; однако... эта книга уже не оказывает заметного влияния на реальную жизнь современного человека, на его чувства и поступки. Короче говоря, Библия стала литературой ухода от действительности; человек ищет в ней спасения от бездны пустоты, которую распахивает перед ним его же образ жизни, однако без особого успеха, поскольку между Библией и реальной жизнью нет связи".

То и дело мы слышим о скандалах и махинациях с участием священников, которые развращают детей или пристают с сексуальными домогательствами к женщинам в своих приходах, а также о знаменитых проповедниках, растрачивающих огромные суммы денег из благотворительных фондов или уличенных в связях с проститутками. Телевизионные проповеди превратились в большой бизнес, а Библия и ее заповеди стали товаром. Эрих Фромм цитирует ("Разумное общество", стр. 109) всемирно известного американского проповедника Билли Грэхэма, заявившего: "Я продаю величайший товар в мире; почему его нельзя рекламировать так же, как мыло?" Многие телеевангелисты организуют лекции и турне по странам мира, используя все трюки своего ремесла, рекламируя и продавая свои собственные книги и брошюры, ауди- и видеокассеты, всякого рода сувениры и безделушки. Их интересуют не души, а кошельки слушателей и зрителей. Некоторые из таких проповедников собирают сотни тысяч долларов в день, не останавливаясь даже перед тем, чтобы всеми правдами и неправдами выжать последние центы из карманов бедных людей. Не они ли те "ложные пророки", о которых предупреждает нас Новый завет? Неудивительно, что церковь дискредитировала себя в глазах многих людей? Разумнее предположить, что тот, кто сам себя называет пророком или мессией -- самозванец.

К сожалению, религиозные догмы и доктрины не содержат в себе требования, чтобы священники просвещали свою паству. Разные люди понимают религию по-разному, они практикуют и используют ее в своих собственных интересах в соответствии с уровнем их сознания и интеллекта. Основная масса людей невежественна. Вот почему, обещая принести спасение людям, религии должны сосредоточиться на их просвещении, с тем чтобы люди смогли увидеть заветы пророков в их истинном свете. Тогда не было бы такого количества противоречий и расхождений в интерпретациях религиозных учений. К сожалению, большинство религий ориентированы не на понимание, а на слепую веру. Неразборчивый в средствах религиозный лидер так же легко может повести свою паству по неверному пути, как пастух ведет стадо овец на бойню.

Я считаю, что, если человек и нуждается в религии, то это должна быть религия более высокого порядка -- созерцание непостижимой тайны Космической Истины, Существования, Разума и Духа; если человек нуждается в Боге, то он должен идти к нему через сознание и понимание, а не через безоговорочное принятие верований других людей. Более того, духовный поиск играет решающее значение для выживания человеческой расы и должен поощряться.

Когда я пытаюсь осознать христианскую концепцию человека, я не могу не заподозрить, что Бог или совершил ошибку, или сыграл над нами жестокую шутку, ибо то, что мы собой представляем, действительно похоже на шутку. Мы -- сумбурная смесь противоречивых и конфликтующих черт и понятий; одна наша часть борется с другой; мы боремся сами с собой. Мне представляется, что это не совсем по-Божески -- создать нас такими, какими мы есть сегодня. Если бы Бог существовал таким, каким его представляют основные религии, то логически мыслящему человеку может показаться, что или Бог бессилен победить зло (Дьявола) и навести порядок на Земле, или во Вселенной существует слишком много миров, чтобы он мог уделять достаточно внимания нашей планете, или он проводит эксперимент над человеком. Последнее более согласуется с христианской догмой, которая утверждает, что Бог сотворил человека, наделив его рядом черт, качеств и способностей, и предоставил ему свободу воли, то есть свободу выбора. Логично предположить, что Бог вооружил человека и способностью, которая должна была помочь ему сделать верный выбор. Не был ли разум этой способностью?.. Не вняв голосу разума, человек сделал неверный выбор. Результат -- дьявольский хаос на Земле.

Если бы Бог был всемогущим, он мог бы превратить наш мир в рай мановением пальца. Если он этого не сделал, то, по-видимому, он считает, что человек должен страдать. Тогда мы не должны вмешиваться в Божий сценарий, тогда в страданиях нет ничего плохого, и нет никакой неодходимости стремиться их уменьшить.

Если, с другой стороны, Бог не всемогущ, или если он предоставил людям самим решать свои проблемы, то это именно то, что мы должны делать и не бояться обвинений в том, что мы берем на себя миссию Бога. Более того, мы должны нести ответственность за наши действия; наш нравственный долг - - мыслить и действовать глобально, искать решение человеческих проблем, а не сидеть сложа руки и ждать Божьего наказания за наши грехи. Я верю, что во Вселенной существует некий нравственный абсолют, который человек никогда не сможет постичь до конца, но к которому он постоянно должен стремиться, приобретая все больше и больше знаний в процессе поиска. На данном этапе я назвал бы эту высшую силу Абсолютной Истиной, которую надо искать через Разум, а не через слепую веру, и истинное выражение которой -- Добро.

Я не могу представить себе Бога, нуждающегося в поклонении и восхвалении со стороны людей, которые сами настолько жестоки, глупы и безнравственны, что способны причинять друг другу страдания и уничтожить самих себя. Такое понимание Бога может быть лишь продуктом неосознанного воображения человека. Как писал Олдос Хаксли ("Собрание очерков", стр. 76), "...о Боге мы ничего не знаем и, ничего не зная о нем, свободны придумывать все что угодно". Зигмунд Фрейд был даже более прямолинеен, сказав, что религия -- это своего рода культурный невроз, который необходимо пережить по мере продвижения человечества от детства к зрелости.

Выросший в атеистическом окружении, я пришел к признанию возможности существования высшей силы не "скачком к вере", а через поиск ответов на беспокоившие меня вопросы в научной и философской литературе и путем логических размышлений. Мои верования основаны на следующих двух положениях:

Тем гуманистам, которые бы насмехались над такой точкой зрения, я бы ответил словами мистера Кэлами, одного из героев книги Олдоса Хаксли "Эти опавшие листья" (стр. 312): "Глупцы, бесчисленные глупцы, принимающие все за чистую монету, радостно скользят по поверхности, никогда не задумываясь о том, что же находится под ней. Они довольствуются внешними образами, ...называют их реальностью и продолжают осуждать и называть романтическим идиотом любого, кто проявляет интерес к тому, что скрывается за пределами их реальности".
 

Hosted by uCoz