(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
4.26 Образование
и просвещение
Просвещение -- одна из наиболее важных проблем, которая актуальна для любой общественной системы и которую необходимо начать решать с совершенно новых позиций в самое ближайшее время. "Задача просвещения -- в первую очередь прививать людям путеводные идеалы и нормы нашей цивилизации", -- писал Эрих Фромм ("Разумное общество", стр. 299). Именно просвещение, более чем что-либо другое, формирует наше сознание, наше поведение в обществе, наше понимание самих себя и окружающего мира. Такое понимание роли просвещения, завещанное нам великими гуманистами прошлого, похоже, идет сегодня на убыль. Чтобы не возникало путанницы, я хочу разграничить термины "просвещение" и "образование". На Западе слово "просвещение" практически не употребляется. В основном, много говорят об образовании (понимая под этим приобретение научных и технических знаний и навыков), главная цель которого -- обеспечить высокую конкурентоспособность как индивидуумов, так и целых наций, и максимальный уровень производства материальных благ. Именно это имел в виду президент США Джордж Буш, когда самонадеянно объявил себя "президентом образования" на встрече с губернаторами 50 американских штатов. Именно это имеют в виду главы государств, политики, экономисты и бизнесмены, когда говорят об образовании.
Мир нуждается не столько в образовании в общепринятом значении этого слова, сколько в просвещении или гуманистическом образовании, направленном на формирование нравственной разумной личности и воспитание в ней чувства ответственности и человеческого достоинства. Необходимость реформ в области образования очевидна для каждого, кто не поленится ознакомиться с многочисленными статистическими данными в этой области. Вот некоторые из них:
Подход к решению проблем образования, однако, или нереалистичен, или узок, или намеренно усложнен, или представляет собой комбинацию перечисленного. Специалисты спорят о достоинствах и недостатках разных школ, о затратах на обучение, учебных программах, методике и школьном инвентаре (включая автораздатчики презервативов), одновременно не замечая или игнорируя далеко зашедший процесс нравственного вырождения, который, подобно раковой опухоли, распространяется по всему организму общества, сопровождаясь отдельными взрывами животного поведения, насилия, наркомании, сексуальных преступлений, коррупции и т.д.
Участники одной из дискуссий на канадском телевидении, посвященной проблемам школы (два "специалиста" в области образования, несколько учителей и полицейский), говорили о подростковой преступности и школьных бандах. Участники дискуссии сошлись на том, что главная причина этой проблемы -- скука. Каждый из них предлагал какое-то решение (обычно весьма поверхностное), как сделать занятия в школе веселыми для скучающих учеников. Один учитель настаивал на том, что детей надо вообще оставить в покое и что они достаточно умны, чтобы отличать плохое от хорошего без вмешательства учителей. Никто из них и близко не подошел к вопросу о том, почему скука стала хронической болезнью молодого поколения.
Ответ, на мой взгляд, очевиден. Современная культура (и в частности телевидение, которое в основном ориентировано на извлечение прибыли) непрерывно стимулирует в детях потребность в развлечениях. При отсутствии родительского надзора, эта потребность часто перерастает в болезненное пристрастие, подобное наркомании. И когда заканчиваются развлечения и начинается работа, то, как и всякий наркоман, ребенок испытывает так называемый "синдром лишения" (в данном случае -- скуку). Постоянная потребность в допинге развлечений толкает детей на участие в бандах и преступлениях. И пока дети будут иметь свободный доступ к низкопробным телевизионным программам и фильмам, они будут продолжать оставаться жертвами и пленниками "дьявола развлечений".
Рассмотрим некоторые другие недостатки современной западной системы образования. Один из них -- инфантильность и сенсационность, которые характерны для современных методик обучения. Многие преподаватели стали считать, что со студентами всех возрастов надо обращаться, как с детьми. В качестве примера можно назвать так называемый метод ускоренного обучения. В книгах и учебниках, рекламирующих его, читателю постоянно напоминается, что он должен вести себя, как ребенок, а известный афоризм Маршалла Мак-Луэна "Средства информации и есть сама информация" принят в качестве аксиомы. Этот метод, основанный на внушении, якобы гарантирует легкое и эффективное приобретение знаний. Хотя эта идея и витала в воздухе уже около 30 лет без видимого успеха, обещание магической формулы поддерживает ее жизнь в сознании людей.
Я считаю, что не только не следует относиться к взрослому студенту, как к ребенку, но и к ребенку следует относиться, как ко взрослому (в разумных рамках, конечно) для более скорого формирования его личности. (Существует мнение, что человек достигает зрелости в смысле ответственности, опыта и мудрости примерно к 50 годам, если он вообще созревает.) Олдос Хаксли был убежден ("Собрание очерков", стр. 382), что "...ничем нельзя заменить точное знание, а в процессе приобретения точного знания ничем нельзя заменить концентрацию внимания и продолжительную практику. За исключением особо одаренных людей, учеба для остальных, какая бы методика ни применялась, всегда тяжелый труд. К сожалению, многие профессиональные педагоги считают, что детей нельзя заставлять много работать. Во всех случаях, когда методика образования основывается на этом убеждении, дети не способны приобрести большие знания. Если подобные методики будут преобладающими в течение нескольких поколений, терпимо относящееся к ним общество окажется на пороге краха".
До тех пор пока наше больное общество (а это относится к любой стране или системе) не примет на вооружение гуманистическую систему ценностей и не начнет лечить себя от многочисленных социальных язв, до тех пор пока в нем не произойдут коренные перемены во всех сферах жизни, любые попытки улучшить систему образования (даже в сфере чисто научных знаний) обречены на провал.
Однако для того чтобы осуществить такие перемены, общество нуждается в достаточно большом числе хорошо образованных разумных людей, которые стремились бы добраться до корней проблем в области образования, умели бы думать и искать решения путем разумных компромиссов. К сожалению, здесь выявляется еще один порочный круг: с одной стороны, разумное просвещение может быть достигнуто лишь посредством координированных усилий образованных людей (своего рода элиты); с другой стороны, для того чтобы такая элита появилась, необходимы определенные социальные условия и наличие гуманистической системы образования как важной составной части жизни общества. А пока, "элита" больше озабочена своим благосостоянием, чем положением дел в сфере образования, если верить статистике, обнародованной канадским радио в апреле 1993 года:
В то же время средний уровень компетентности и культуры преподавателей, похоже, снижается. Я встречал учителей, в которых не было и намека на совесть, учителей, которые матерились как голивудские звезды, учителей, которые одевались, как клоуны, учителей, которые верили во всякую чушь. Чтобы обозначить свою приверженность к новаторству, многие из них, будучи конформистами по натуре и сами непрочь поразвлечься, хватаются за любую новую идею, независимо от того, имеет она какое-либо отношение к образованию или нет. В то время, когда я писал эту главу, я услышал по радио еще об одной новомодной идее в Канаде -- "целостном обучении языку", которое означало, как объяснил журналист, обучение письму без знания грамматики. "Весь упор делается на идею, а не на практику, практику, практику...", -- заявил журналисту поборник нового метода. Задолго до этого Олдос Хаксли заметил ("Границы восприятия", стр. 61), что "...в мире, где образование ведется главным образом в устной форме, даже высокообразованные люди способны оперировать лишь словами и понятиями". Он также цитирует ("Собрание очерков", стр. 383) авторитетного педагога доктора Доджроута, который следующим образом отозвался о своих американских коллегах: "Они рассматривают любую дисциплину, начиная от персональной косметики до философии, как важный компонент процесса формирования личности. Такая анархия ценностей привела к вытеснению традиционных научных и гуманитарных дисциплин модными нововведениями".
Но самый большой изъян большинства школьных систем Запада -- полное отсутствие ответственности за нравственное воспитание людей. Трудно ожидать от нового поколения родителей, что они будут прививать своим детям нравственные ценности, поскольку у них самих таковых практически не осталось. Церковь, этот традиционный страж нравственности, быстро утрачивает свое влияние на молодежь.
Таким образом, проблема заключается в том, как разорвать порочный круг, в котором застряла система образования. Задача эта не простая и, конечно, не может быть решена в короткое время. Но не будем себя обманывать: другого выхода нет. Единственное средство остановить процесс умственного, нравственного и культурного вырождения человеческого рода -- гуманистическое просвещение, которое откроет перед людьми новые горизонты и предохранит их от опасности бездумного, безответственного существования.
Для того чтобы быть эффективным и плодотворным, процесс обучения должен включать в себя три важные стадии:
Как опять
отметил Джон Дьюи (там же, стр. 350), "...мы рождаемся невежественными,
неопытными, незрелыми, и поэтому оказываемся в состоянии зависимости от общества.
Обучение и моральное воспитание -- это процессы, посредством которых зрелые люди поднимают беспомощных до такого уровня, когда они в состоянии позаботиться о себе".