(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
Красота, как известно, понятие относительное. Она есть не что иное, как соответствующая реакция органов восприятия каждого индивидуума на благоприятные явления окружающей реальности. Это определение распространяется и на физическую красоту. В природе физическая красота -- это в основном приманка для особей противоположного пола. Человек усложнил эту категорию, превратив ее в символ социального статуса и, как почти и все остальное, -- в товар. Физическая красота человека уже давно стала мерилом его ценности. Однако воспевание физической красоты человека ведет к затушевыванию его духовной красоты и даже к извращениям.
В современном обществе стандарты красоты устанавливаются и диктуются индустрией развлечений и производителями косметики, стремящимися внушить людям, что для того чтобы преуспеть, необходимо обладать привлекательной внешностью и сексуальностью. То, что когда-то каждый человек определял для себя индивидуально, теперь, под влиянием рекламы, стало стандартом. Красивым считается то, что достигается с помощью косметики. Не удивительно, что ежегодно около трех миллионов американцев подвергают себя косметическим операциям, которые превратились в доходный бизнес для врачей-косметологов, а оборотный капитал производителей косметики составляет свыше 4 млрд. долларов.
В каком же положении оказываются те люди, которых природа не одарила физической красотой? А они, будучи воспитаны на тех же понятиях, естественно, страдают, считая себя неполноценными, хотя во многих из них ценных человеческих качеств гораздо больше, чем в людях, обладающих красивой внешностью.
Для того чтобы достигнуть более высокого уровня "очеловеченности", мы должны перестать воспевать и культивировать "искусственную" физическую красоту -- атрибут нашей сексуальности, -- тратя на это душевные силы, время и средства, а больше внимания должны уделять внутреннему содержанию человека. (В принципе это достижимо, поскольку красота -- это продукт нашего воображения, которым мы в какой-то мере способны управлять.) Ибо только такие качества, как разум, совесть, бескорыстие, внимательное отношение к другим, могут помочь нам устроить наши человеческие дела.
Тот спорт, который помогает нам сохранять здоровье и хорошую физическую форму, одновременно доставляя удовлетворение, можно считать положительным и полезным занятием, которое даже следует поощрять. Необходимо, однако, отличать любительский спорт от профессионального, который относится к сфере большого бизнеса.
Профессиональный спорт ориентирован в первую очередь на извлечение прибыли. Стремясь удовлетворить и одновременно разжигая ненасытный аппетит толпы к зрелищам, содержащим элементы агрессивности, соперничества и насилия, бизнесмены от спорта стремятся внушить массам, что спорт -- важнейшая сфера жизни. Чтобы процветать, спортивный бизнес должен привлекать и удерживать внимание публики. Откровенная жестокость, хулиганские выходки спортивных "звезд", огромные оклады и призы -- все это превращает спортивные состязания в шоу. "Подобно римской толпе, -- высказался один из героев книги Олдоса Хаксли "Эти опавшие листья" (стр. 264), -- толпы современных горожан наслаждаются зрелищем спортивных игр и соревнований, в которых сами они не принимают участия..."
Сегодня профессиональный спорт принимает все более гипертрофированные формы, что приносит обществу больше вреда, чем пользы. При попустительстве и финансовой поддержке правительств (из государственной казны), которые стремятся отвлечь внимание публики от насущных социальных проблем и тем самым ослабить растущее недовольство масс, на строительство гигантских стадионов, приобретение дорогостоящего оборудования и выплату баснословных гонораров популярным спортсменам расходуются непропорционально большие средства и ресурсы.
Парадоксально, что люди, которые не жалеют денег на посещение стадионов и покупку дорогого спортивного инвентаря, или по многу часов сидят перед телевизором, поглощая ящиками пиво (которое особенно рьяно рекламируется во время спортивных передач), -- те же самые люди часто жалуются на низкие заработки и длинный рабочий день. Они, похоже, не сознают, что именно их деньги идут на финансирование спортивных зрелищ и призов, а не на улучшение условий труда и жизни простых людей, которые добросовестно работают на заводах, в школах, на фермах за гораздо меньшее вознаграждение. Все это отражает безнравственную сущность большого спортивного бизнеса.
Секс -- категория, главным образом, физиологическая. Его назначение, заданное природой, -- продолжение рода. Чувство наслаждения и оргазм, которые сопровождают половой акт, служат могучим стимулом для процесса размножения. В современном обществе секс как источник наслаждения стал самоцелью. Животная потребность перестала быть таковой и превратилась в товар. Половая потенция приобрела статус социальной ценности, к которому следует стремиться, используя все имеющиеся средства. Эти средства в изобилии поставляет публике разрастающаяся индустрия секса. По выражению Стефана Вижинчея (стр. 162), "мы превратили занятия любовью в обязательный спорт... Распутник стал нашим героем". Когда людям приедается "обычный" секс, это означает, что их природная половая потребность удовлетворена. Но, вместо того чтобы употребить оставшуюся энергию на развитие разума и духовности, они отчаянно ищут новых извращенных форм секса, утрачивая при этом способность к истинной человеческой любви.
Очень часто, говоря о сексе, люди пользуются словом "нормальный". Если под этим словом они подразумевают "естественный", то такого явления, как нормальный человеческий секс, не существует. Мы можем говорить лишь о нормальном животном сексе, который определяется и регулируется природой, обеспечивая воспроизведение рода. В половой жизни людей функция размножения играет относительно малую роль. Большинство семей в развитых странах насчитывает обычно двух-трех детей (что, возможно, уже слишком много, если учитывать проблему перенаселенности), что является результатом лишь нескольких эпизодов "любви". А в основном, на протяжении почти всей своей жизни люди занимаются сексом ради удовольствия. Это не означает, что мы должны отказаться от секса, особенно если речь идет о людях, искренне любящих друг друга. Однако мы не должны позволять извращенцам, манипуляторам и дельцам превращать секс в навязчивую идею, в религию, в товар.
Пропаганда секса приносит вред обществу, потому что:
- она оскорбительна для многих, если не для всех;
- она разрушает семью, вместо того чтобы укреплять ее, как некоторые утверждают (люди начинают придавать сексу преувеличенное значение, больше ожидают от него; испытывают разочарование, когда их интимная жизнь не соответствует навязанным стандартам; ищут удовлетворения вне брачного союза; в результате
дети страдают эмоционально и физически, чувствуют себя заброшенными и преданными своими родителями, поскольку потребность в любви и заботе у них врожденная, а не воспитанная);
- она способствует распространению венерических болезней, а теперь и СПИДа, тем самым взваливая дополнительное бремя на систему здравоохранения;
- она эксплуатирует животные черты человеческой природы, оттесняя на задний план такие творческие и продуктивные качества, как достоинство, нравственность, разум, духовность, чувство справедливости и ответственности, внимательное отношение к другим и т.д.;
- дети в особенности уязвимы, поскольку они находятся в стадии формирования личности и не всегда способны отличить хорошее от плохого, полезное от вредного и допустимое от недопустимого. Даже сами взрослые не имеют четкого
представления о значении и ценности секса: с одной стороны их атакует индустрия развлечений, превозносящая сексуальную распущенность, а с другой стороны та же индустрия с праведным видом выносит общественное порицание тем, кто совершает безнравственные или преступные действия: нарушение супружеской верности, растление малолетних, изнасилование, сознательное распространение СПИДа и т.п., которые являются прямым результатом пропаганды секса;
- она дает возможность кучке дельцов от секса, таким как владелец журнала "Плэйбой" Хефнер, купаться в роскоши и пороке, формируя в умах людей, особенно молодежи, представление о том, что славы, успеха и богатства можно достичь иными путями, чем учебой и честным трудом.
Многие так называемые психотерапевты стремятся не упустить шанса нажиться на этой популярной теме. Они вообразили, что некоторое знание человеческой анатомии делает их специалистами по человеческой природе вообще. В своей ограниченности они не сознают, что манипулируют не человеческой, а животной природой. Их часто приглашают на различные телевизионные шоу-дискуссии, большинство из которых посвящены сексу или смежным с ним темам. Свою роль они видят в том, чтобы возбуждать нездоровый интерес и похотливые наклонности публики и одновременно рекламировать свои собственные методы и средства обострения чувственности. Порой некоторые из этих экспертов производят впечатление эротоманов или людей, нуждающихся в помощи психиатра, а не объективных и ответственных специалистов, способных помочь другим людям.
Должны ли мы допускать,
чтобы на нас обрушивалась пропаганда секса и порнографии? Выбор, в конечном
счете, за большинством. Но необходимо осознать одну простую вещь: для
большинства людей, чем больше они соприкасаются с порнографией, тем больше ими овладевает сексуальная озабоченность. Если общество предпочитает образ жизни, ориентированный на секс, то оно встает на путь интеллектуального, духовного и, возможно, физического вырождения. Особую опасность подобная пропаганда представляет для молодых поколений. Как заметил Олдос Хаксли еще до начала "сексуальной революции" ("Собрание очерков", стр. 76), "...восстав против абсурдности старой мифологии, молодежь бросилась в абсурдность столь же чрезмерную на другом конце шкалы. Грязный, низменный реализм не способен сдерживать сексуальное влечение, которое растрачивает себе бесцельно, не вызывая любви и даже наслаждения; он не способен пробудить жизненные силы, ускорить и углубить ритм жизни".