(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
4.10 Культура, традиции и обычаи
Говоря о культуре, я имею в виду в первую очередь ее национальный аспект. В моем понимании культура -- это совокупность традиций, обычаев и ценностей (образ жизни), характеризущих конкретную общность людей, которых роднят их исторические корни, язык и территория.
В целом, наверно, культура не может быть плохой или хорошей. В то же время некоторые культуры могут отличаться более богатым содержанием. Страны с продолжительной историей накопили больше культурных ценностей, чем относительно молодые нации, например, такие как американцы или канадцы. Хотя мы согласились, что нельзя считать какую-либо конкретную культуру положительной или отрицательной, тем не менее некоторые аспекты или традиции можно оценить с этой точки зрения. Например, массовые человеческие жертвоприношения у древних ацтеков, с гуманистической точки зрения, -- безусловно, отвратительный обычай.
Современная североамериканская культура создавалась в суровых условиях освоения нового континента, когда пионеры двигались от Атлантического побережья к Тихоокеанскому. Чтобы выжить, они были вынуждены полагаться на такие качества, как жестокость, агрессивность и предприимчивость. Эти черты закрепились в американской культуре, традиционно воспринимаются как положительные и во многом определяют лицо сегодняшней Америки. Не потому ли сегодня США занимают первое место в мире по числу насильственных преступлений?
То, что насилие стало составной частью американской культуры, ведет ее к интеллектуальной и нравственной деградации. Это представляет особую опасность в связи с тем, что американская культура оказывает сильное влияние на другие нации. Вот как охарактеризовал Олдос Хаксли американский кинематограф в дотелевизионную эпоху ("Лукавый Пилат", стр. 198-200):
"Мир, в который Голивуд заманивает народы других стран, глуп и преступен. Когда его обитатели не занимаются грабежами, убийствами, обманом и изнасилованиями,.. они сюсюкают над своими младенцами у родных очагов. ... Когда они "делают деньги", они делают это наиболее бесчестным, бесполезным и неприемлемым для общества способом -- спекуляцией. Политика, которой они занимаются, сводится к личным (обычно любовным) интригам. Их наука -- набор засекреченных рецептов, как делать деньги, -- рецептов, которые часто крадут злодеи, не менее алчные, чем сам герой-ученый. Их религия сводится к рекламе крекерсов, к штампованным образам седовласых священников, матерей "с большим сердцем", суровых пуританских отцов, читающих Библию, и молодых обманутых девиц, стоящих на коленях перед крестом с незаконнорожденными младенцами на руках. Что касается их искусства, то оно обычно представлено молодыми людьми в халатах с большими бантами на шее, которые рисуют... женские портреты, достойные публикации на обложках популярных журналов. А их литература -- это набор напыщенных заголовков. Таков "мир белого человека", изображаемый кинематографом, мир мошенников и недоумков, проходимцев и дебилов. Грубый, незрелый, инфантильный мир. Мир, лишенный тонкости чувств и игры ума, не подозревающий о существовании подлинного искусства, литературы, философии и науки. Мир, в котором много автомобилей, телефонов и револьверов, но в котором нет и тени того, что можно назвать современной мыслью. Мир, в котором мужчины и женщины обладают инстинктами, желаниями и эмоциями, но не умом... Белые люди жалуются, что отношение к ним со стороны цветных рас не такое уважительное, как было раньше. Следует ли этому удивляться?"
Изменилось ли что-либо с тех пор? Да, конечно. Лидером с сфере развлечений стало телевидение, которое еще более изобретательно и неразборчиво в средствах, а поэтому более могущественно, чем кинематограф. Одни только телевизионные сериалы, или так называемые "мыльные оперы", зачарованно смотрят миллионы зрителей во всем мире. Все опробованные атрибуты зрелищного бизнеса здесь значительно "усовершенствованы": больше насилия, секса, обмана, идиотизма, нацеленных на зрителя, в том числе и на детей. Как заметил Нил Поустмэн (стр. 155), "...когда внимание населения сосредоточено на пустяках, когда культурная жизнь сводится к карусели развлечений, когда серьезный общественный диалог подменяется детским лепетом, короче говоря, когда народ превращается в аудиторию, а общественная деятельность -- в водевиль, тогда нация оказывается перед лицом опасности: гибель культуры становится реальной возможностью".
Политики, лидеры и активисты различных общественных групп внушают публике, что культурные традиции священны и неприкосновенны. Однако, как мы уже отметили, не все аспекты культуры обязательно положительны и соответствуют требованиям времени. Вот почему их необходимо пересмотреть и решить, какие традиции стоит сохранить, а от каких следует избавиться. Если какая-либо традиция просуществовала не одну тысячу лет, это вовсе не означает, что она должна быть сохранена любой ценой и считаться священной. Есть традиции, которые в высшей степени жестоки (например, обрезание у женщин, приношение в жертву животных и т.п.) или дискриминационны (например, традиция, требующая от женщин в некоторых мусульманских странах полностью закрывать лицо).
Иммигрантам следует сознавать, что некоторые из их обычаев входят в конфликт с образом жизни их новой родины. Открыто гордясь своей культурой и щеголяя своими традициями и обычаями, некоторые иммигранты не понимают, что тем самым они могут вызвать негативную реакцию со стороны местного населения. Это неизбежно ведет к этническим и расовым трениям. Я считаю, что национальные традиции и культура должны ограничиваться рамками этнической общины и семейного очага. Импортируемые традиции и обычаи следует рассматривать и практиковать не как образ жизни, а как форму искусства. Мы можем знакомить людей других национальностей с нашей культурой и ее богатством через театр, музыку, живопись, литературу... Пора нам избавиться от племенных инстинктов и выпячивать наши культурные различия. Таким путем мы скорее сможем построить общество равноправных граждан, независимо от их этнической принадлежности и культурного наследия.
В Канаде, например, существует Министерство гражданства и мультикультурализма, которое призывает канадцев "праздновать различия". Возникает вопрос: для чего? Ведь именно различия разъединяют людей и порождают дисгармонию в обществе. В реальной жизни этнические различия скорее создают проблемы, чем способствуют их решению. Оставайся таким, какой ты есть, если хочешь и можешь, но не кичись своей самобытностью и не навязывай своей культуры другим людям.
Пора нам начать серьезную переоценку наших традиций и обычаев. Мне видится лишь один путь к решению человеческих проблем -- объединиться в общепланетарную "нацию", стремящуюся сохранить только те традиции, которые возвышают и облагораживают человека и способствуют его дальнейшей гуманизации.
Конечно, человек в той или иной мере нуждается в развлечениях. Сегодня, однако, роль развлечений до такой степени раздута, что они стали влиятельной силой и даже одним из определяющих факторов в жизни западного общества. Почему так произошло? Ответ очевиден: развлечения оказались выгодным товаром. Именно поэтому они ориентированы не на просвещение и образование, а на пассивное восприятие пережеванной информации и достижение разного рода приятных эффектов, за которые публика охотно платит деньги. Высокое качество телевизионных и радиопрограмм просто не обеспечивает достаточно высокой прибыли. «Потребителя заставляют покупать развлечения также, как он покупает одежду и обувь. Ценность развлечения определяется успехом на рынке, а не тем, что можно измерить в человеческих ценностях», -- писал Эрих Фромм («Разумное общество», с. 124).
Публике поставляются низкокачественные развлечения, которые выдаются за высокую культуру. В свою очередь, непросвещенная публика, удовлетворенная тем суррогатом, который ей навязывается, привыкает к нему и уже не может без него обойтись. Таким образом образуется порочный круг. Человек «…хочет видеть и слышать то, -- продолжает Фромм, -- что он приучен видеть и слышать». Все это ведет к отуплению интеллекта, утрате воображения и искажению мировосприятия. На бесполезные игры и шоу растрачиваются огромные средства и ресурсы. Что еще важнее, новая "религия развлечений", уводя человека в мир иллюзий и фантазий, отвлекает его от важных насущных проблем, довлеющих над нашим растерянным обществом.