Наш примитивный предок поклонялся идолам, потому что имел слабое представление о происходящих в природе явлениях, таких как затмения, извержения вулканов, землетрясения, грозы, пожары, наводнения и т.д. Ему было легче вообразить фантастических, невидимых зверо- и человекоподобных существ, которые были причиной этих явлений и которых нужно было умилостивить различными способами, вплоть до приношения в жертву животных и людей, чтобы те не причиняли человеку вреда. Несмотря на то, что за тысячелетия своего существования человечество добилось огромного прогресса, накапливая опыт и знания, этот первобытный инстинкт продолжает жить в нашем подсознании, заставляя искать себе духов и идолов, часто через посредство религии и искусства. Сегодня в их роли выступают уже не Солнце и Луна, не изготовленные из дерева или камня статуи, изображения и т.д., а звезды кино и рок-музыки, профессионалы спорта, ведущие телевизионных шоу и прочие знаменитости. В их тени обыкновенный человек тоже чувствует себя личностью. При этом не имеет значения, порядочен ли этот идол или он подонок, честный или мошенник, умный или глупый. Таланты и способности, которыми природа одарила идолов (причем бесплатно), оцениваются публикой гораздо выше, чем человеческое достоинство. Зная это, кумиры делятся своим природным даром (уже за немалую плату) с публикой. Хуже того, бездумная публика позволяет новым "богам развлечения" брать на себя роль образца поведения для детей, внушая им, что богатство, слава, власть и удовольствия есть истинные человеческие ценности, ради которых только и стоит жить. Некоторые светские гуманисты -- "свободные мыслители" и атеисты, -- которые видят в религии источник всех наших бед, в то же время проявляют терпимость к современным формам идолопоклонства, тем самым потакая невежеству и глупости. Должно быть, это к ним взывал Эрих Фромм, когда писал ("Разумное общество", стр. 305): "Не пора ли прекратить споры о Боге и, вместо этого, объединить усилия для разоблачения современных форм идолопоклонства?"
3.4 Потребительство, меркантильность, гедонизм
Западное общество обеспечивает индивидууму право вести такой роскошный образ жизни, какой ограничивается только размерами приобретенного им капитала. Иначе говоря, если у вас достаточно денег, вы можете купить сколько угодно земли, промышленных построек, средств производства, жилых домов, автомобилей и т.д., независимо от того, каким образом вы обогатились, и при условии, что вы прямо не нарушаете существующих законов. Деньги открывают почти безграничные возможности для испытания всех видов удовольствий, для удовлетворения любых желаний, прихотей и фантазий, включая секс и наркотики. В отличие от старых времен, когда короли и аристократия купались в роскоши за непроницаемыми стенами своим замков, сегодняшние нувориши практикуют гедонизм открыто, щедро делясь опытом своей сладкой жизни (правда, только заочно) как со своими менее удачливыми соотечественниками, так и с населением стран третьего мира. Сегодня весь мир знает, чего желать и в чем заключается счастье. Миллиарды людей смотрят по телевизору бесконечные сериалы о жизни богатых людей и другие низкопробные передачи. Когда им не нужно думать о выживании, они мечтают о том, как стать богатым и наслаждаться жизнью. "Что касается добра и счастья, -- писал Аристотель, -- похоже, что в представлении толпы, обладающей грубым вкусом, они заключаются в удовольствиях, которые она и принимает за свой идеал".
Западная экономика расходует огромные ресурсы на создание бесчисленных предметов и услуг, единственное назначение которых -- доставлять удовольствие (шикарные машины, модная одежда, ювелирные изделия, рестораны, бесконечные развлечения, бесполезные безделушки и т.д.). Возник новый феномен -- потребительство. Теперь люди живут для того, чтобы потреблять. Для многих из них приобретение вещей стало источником удовольствия, привычкой, даже страстью. "Если бы современный человек, -- писал Эрих Фромм ("Разумное общество", стр. 123), -- взялся описать рай, каким он себе его представляет, то это был бы самый большой в мире универмаг со множеством новых вещей и безделушек, а сам он -- покупатель с карманами, полными денег... Он бродил бы по этому раю безделушек и товаров с открытым ртом и желал бы только одного -- чтобы их становилось все больше и больше и чтобы его возможности покупать их превосходили возможности его знакомых". Промышленность любой ценой стремится обеспечить постоянный приток новых товаров, производство и последующее превращение которых в отходы неизбежно ведут к истощению ресурсов и загрязнению окружающей среды. Печально, что такие люди, как известный американский адвокат Ралф Нэйдер, тратят свою энергию и талант на защиту интересов ненасытного потребителя (которого Фромм называл "неисправимым простачком с открытым ртом"), тем самым способствуя расточительству, вместо того чтобы призывать к разумной умеренности.
Хотя марксистская философия, одним из основополагающих принципов которой является материализм, поносила Запад за его капиталистическую буржуазную идеологию, основанную на идеализме, как капитализм, так и коммунизм, по мнению Фромма ("Разумное общество", стр. 313), "полностью материалистичны в своем мировоззрении, будь то христианская идеология на Западе или светское мессианство на Востоке". Советские коммунисты, претендовавшие на то, что строили новое общество, обещали массам материалистический рай -- неограниченное изобилие товаров и услуг "каждому по потребностям". Промышленно развитые страны Запада могли бы ближе подойти к этой цели, если бы не один упрямый факт: при отсутствии разума пристрастие человека к материальным ценностям не знает границ. Никогда не будет достаточно вещей для всех, особенно с учетом происходящего сейчас в мире демографического взрыва. Если мы не проведем переоценку наших ценностей, то в конечном счете вся история человеческой цивилизации сведется к огромной коллекции технологического лома и антиквариата, а также к грудам токсичного мусора. "Материализм, преобладающий в нашем обществе, -- сказал Фромм ("Одержит ли человек верх?", стр. 129), -- разъедает понимание смысла жизни в молодом поколении и ведет к цинизму. Ни религия, ни гуманистические учения, ни марксистская идеология не могут быть достаточно действенным противоядием, если только во всем обществе не произойдут коренные изменения".
Всем известна поговорка: "Чем богаче -- тем жаднее". Я не уверен, что ее можно применить ко всем людям, но современный потребитель действительно, как утверждает Фромм ("Иметь или быть?", стр. 136), "всегда обеспокоен, всегда движим чувством страха, что он чего-то недополучил, что-то упустил, чего-то лишен. Он наполнен жгучей завистью к тому, кто имеет больше".
Каковы же корни жадности? Я не думаю,
что человек рождается жадным в отношении к вещам, потому что в момент рождения
он еще не подозревает об их существовании, хотя, конечно, в нем заложен
инстинкт поиска пищи. Жадность -- это болезнь. Так же как животное, жадное
на пищу, становится физически больным от переедания, жадный на вещи человек
становится душевно нездоровым от их перенакопления. Три столетия назад
Спиноза заметил: "Фактически жадность, амбиции и т.п. есть формы безумия,
хотя обычно их не принято считать болезнью". Мы заражаемся этой болезнью
от общества. Фромм писал ("Революция надежды", стр. 184): "Жадность и зависть
не проистекают от внутренней природы человека, а возникают под давлением
общества, заставляющего человека быть "волком среди волков"". В обществе,
для которого характерны стяжательство и эгоизм и которое управляется капиталом,
производящей потребительские товары промышленности и паразитическому рекламному
бизнесу выгодно при содействии безответственных средств массовой информации
пропагандировать идею, что жадность и стяжательство -- естественные человеческие
черты, которых не надо стыдиться и которые даже необходимы для более быстрого
прогресса экономики и общественного благосостояния. Не удивительно поэтому,
что коррупция и обман бурно процветают в среде политиков и государственной
бюрократии.