(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОБЩЕСТВО
Глава 3. МАССЫ
3.1 Неразумность, поверхностность мышления
В пьесе "Сват" американского драматурга Тортона Уайлдера один из героев говорит: "99 процентов людей -- дураки, а остальные подвергаются опасности заразиться глупостью". Известный психоаналитик, философ и автор многих книг Эрих Фромм писал ("Разумное общество", стр. 154): "...поразительно, насколько развился ум человека и деградировал его разум... Даже с 19 века до наших дней наблюдается заметное нарастание глупости". Артур Кестлер высказался еще более пессимистично (стр. 9): "Человек, возможно, и милое, но уж, конечно, не разумное существо; и нет никаких признаков того, что он становится таковым". Кого имели в виду эти известные люди, когда говорили такие ужасные вещи? Очевидно -- большинство из нас, то есть публику, толпу, массы. Похоже, что человеческий разум все еще пребывает в зачаточном состоянии.
В свете все усложняющихся проблем, стоящих сегодня перед обществом, большинство людей можно разделить на три основных категории: 1) тех, кто невежествен и поэтому в какой-то степени невинен; 2) тех, кто не способен понимать, и поэтому в какой-то мере безнадежен; 3) тех, кто понимает, но кому безразлична судьба нынешнего и будущих поколений. Однако сегодня, когда благодаря коммуникациям и компьютерной технологии информация стала общедоступной, взрослый человек уже не может оправдывать свое безответственное отношение к жизни нехваткой знаний. Те, кто это делает, или неумны, или безнравственны, или то и другое вместе. Чтобы ясно понимать, необходимо думать, но это занятие сегодня принято считать бесполезным. У одних людей просто нет времени для того, чтобы думать, потому что они полностью поглощены решением повседневных проблем; другие не хотят или боятся думать, потому что это осложняет их жизнь. Вместо этого они просто реагируют на различные жизненные ситуации. Как отмечал Олдос Хаксли («Собрание очерков», с. 380), «Мы грешим тем, что ленимся думать категориями причинно-следственных связей, и вместо этого увлекаемся чрезмерным упрощением, обобщением и абстрагированием».
Признав животную природу человека, давайте обратимся теперь к конкретным проявлениям этой его природы. Во-первых, человек испытывает потребность собираться в группы; чем больше группа, тем безопаснее, смелее и сильнее мы чувствуем себя, так же, как животные стремятся избежать опасности, сбиваясь в стада и стаи. Оставаясь наедине с собой, многие люди испытывают безотчетную тревогу, ощущение чуждой им среды. Вот почему они так любят участвовать в разного рода сборищах, таких как вечеринки, массовые гуляния и, конечно, демонстрации. Для них, как говорил Фромм ("Разумное общество", стр. 64), "...ощущение своей личности основывается на безусловной принадлежности к толпе". В толпе люди теряют свою индивидуальность и рассудочность. Они становятся более внушаемыми и легче поддаются манипулированию со стороны вождей (политиков, активистов, проповедников, кумиров...). С другой стороны, толпа способна самовозбуждаться и взрываться разрушительными, агрессивными действиями, например, бунтами. Очень точное описание этого феномена дано Олдосом Хаксли в его книге "Возвращение в Отважный новый мир" (стр. 70-74):
"Группы способны быть нравственными и разумными, как и индивидуумы, которые их составляют; толпа же хаотична и не имеет собственной цели. Она способна на что угодно, но только не на рациональные действия и реалистическое мышление. Сойдясь в толпу, люди лишаются самосознания и способности делать нравственный выбор. Их внушаемость возрастает до такой степени, что они полностью теряют рассудок и волю. Они приходят в возбуждение, утрачивают всякое чувство индивидуальной и коллективной ответственности, подвержены приступам ярости, энтузиазма и паники. Короче говоря, человек в толпе ведет себя так, словно он проглотил изрядную дозу сильно действующего наркотика. Он становится жертвой того, что я называю "отравлением духом толпы". Подобно алкоголю, оно лишает его самоконтроля. Он бежит от ответственности... в мир безумия, безнравственности и животного бездумия... Добродетель и рассудочность присущи индивидуумам, добровольно объединившимся в небольшие группы, хотя одновременно им могут быть присущи также греховность и глупость... Бездумность и моральный идиотизм не являются человеческими качествами; это симптомы отравления духом толпы".
Другая присущая толпе черта
-- конформизм, побочный продукт стадного чувства. Под конформизмом
подразумевается неосознанное, внушаемое или добровольное принятие
господствующих мнений и установок. (Конформизм такого рода не следует смешивать
с сознательной и разумной самодисциплиной.) В толпе индивидуум стремится вести
себя и выглядеть подобно другим, боясь быть отторгнутым от племени. Конформизм
охватывает все слои общества сверху донизу: молодых и старых, богатых и бедных.
Мы говорим здесь не об обстоятельствах или требованиях дисциплины, вынуждающих
человека подчиняться, а о добровольном отказе от собственной индивидуальности,
а следовательно, и от своей свободы и человеческого достоинства. Люди всех
возрастов испытывают на себе влияние окружающей социальной среды -- источника
большинства социальных проблем, таких как наркомания, пьянство, сексуальная
распущенность, насилие и т.д. Даже мода (поведение, одежда, прически), которая
почти поголовно принимается за проявление индивидуальности, является по сути
дела тем же конформизмом. Те, кто фанатически следует моде, просто принимают
идеи и вкусы других, чтобы прикрыть собственную интеллектуальную и духовную
посредственность, безликость или ничтожество. Считая себя оригинальными
личностями и индивидуалистами, они продолжают искать племя, пусть даже
малочисленное, к которому можно было бы примкнуть. В книге "Возвращение в
Отважный новый мир" (стр. 39) Олдос Хаксли соглашается с Эрихом Фроммом в
том, что "миллионы ненормально нормальных людей, живущих без особых забот
в обществе, к которому, если бы они были полностью очеловеченными, не смогли бы
приспособиться, продолжают лелеять "иллюзию индивидуальности", хотя в
сущности давно уже ее утратили. Их конформизм трансформируется в нечто подобное
единообразию. Однако "единообразие и свобода несовместимы"". Как
размышлял герой книги Хаксли "Эти опавшие листья" мистер Челифер (стр.
314), "через несколько поколений, возможно, вся планета будет заселена
одним огромным племенем, говорящим по-американски и состоящим из множества
особей, которые думают и ведут себя абсолютно одинаково..."