2.19 Гуманизм
Гуманизм можно в общих чертах определить как философию, имеющую дело с человеческими интересами и ценностями. Поскольку интересы и ценности имеют различное значение для разных людей, то и термин "гуманизм" интерпретируется по-разному. Сегодня гуманисты расколоты на два главных лагеря: верующих и светских. Первые утверждают, что истинным гуманистом может быть лишь тот, кто верит в Бога. Последние отвергают все религиозные верования и считают, что будущее человечества определяют свободомыслие и наука. В то время как религиозные гуманисты полагаются на Бога, который должен разрешить все их проблемы, атеисты (особенно американские), многие из которых все еще не желают отказаться от своих варварских привычек, пропагандируют идею "наслаждения жизнью здесь и сейчас". На мой взгляд, это безответственная позиция. Как мы можем позволить себе такого рода подход к жизни -- мне не понятно. Он носит откровенно эгоистический характер и не может быть полезен для общества в целом. Некоторые из этих "гуманистов", хорошо устроившись в жизни, действительно получают от нее удовольствие. Располагая большим досугом, они иногда собираются, чтобы поболтать о политике и местных проблемах, пишут письма правительственным чиновникам и в газеты, участвуют во всяческих демонстрациях, разрабатывают бесполезные резолюции. Для многих их них гуманизм -- просто хобби, времяпрепровождение, интеллектуальный моцион. Они против превращения гуманизма в серьезное общественное движение, потому что это поставило бы под угрозу всю существующую социальную систему со всеми привычными для них привилегиями. В частности, они избегают употреблять слово "идеология", которое в их представлении связывается с коммунизмом, хотя оно просто обозначает любую систему идей и взглядов. Но если в нашем мире и могут быть произведены серьезные изменения, то это возможно только на основе системы идей.
Я встречал довольно странных гуманистов. Один из них, например, высмеивал и поносил мораль. Другой хвастался тем, что его единственный принцип -- это не иметь никаких принципов. Одна дама при обсуждении прав гомосексуалистов с гордостью за своего единомышленника заявила, что президент Международного союза гуманизма и этики, сам гомосексуалист, был удостоен великой чести быть принятым самой королевой Великобритании. На собраниях общества гуманистов, в котором я состоял около двух лет, меня не раз упрекали за слишком серьезный подход к обсуждению социальных проблем.
Нерелигиозные организации, такие как Американская гуманистическая ассоциация и Канадская ассоциация гуманистов, время от времени публикуют брошюры с изложением своих принципов, большинство из которых, на мой взгляд, вполне разумны. В то же время некоторые из этих принципов весьма поверхностны ("Мы верим в красоту, а не в уродство"); или отдают безответственным либерализмом, когда они говорят о праве людей "выражать свои сексуальные предпочтения"; или ошибочны ("Мы должны признать, что человеческие чувства есть источник всех нравственных ценностей; они критерий выбора цели"); или способствуют межнациональному отчуждению ("Мы поощряем расовую и этническую гордость, ...мы подчеркиваем важность позитивных аспектов национализма". Кстати ни в одной из брошюр я не встретил определения "позитивного национализма"). Кроме того, некоторые из этих высокопарных, ласкающих слух деклараций противоречат друг другу или даже взаимоисключают друг друга.
Побывав членом такой ассоциации, я разочаровался в официальном светском гуманизме, который, похоже, удовлетворен существующим положением дел и не движется ни в каком направлении. Он сосредоточил свои усилия на борьбе с религией, уделяя мало внимания таким острым социальным проблемам, как падение морали, культурная и интеллектуальная деградация, рост преступности и анархии, этнические конфликты, загрязнение окружающей среды, перенаселенность и т.д. Современный гуманизм нуждается в переориентации. Мы должны развивать то, что Эрих Фромм называл "наукой о гуманизме". Первоочередной задачей гуманизма должны стать создание единой теории глобального гуманизма и программы конкретных действий по его воплощению. Он должен охватить все аспекты жизни человека и все аспекты его среды обитания на основе всеобщего просвещения и комплексного подхода к решению проблем.
Гуманистические организации и общества
должны стать центрами серьезной философской мысли, а не сборищами для досужей
болтовни и вечеринок. Для того чтобы группа людей смогла обсудить даже
одну серьезную проблему, два-три часа в месяц явно недостаточно. Дискуссия
может быть плодотворной лишь в том случае, если ее участники:
Истинный гуманист, на мой взгляд, это
человек, который придерживается высоких моральных принципов, проявляет
заботу о других людях и обществе в целом и участвует в деле продвижения
гуманизма и поиска решений человеческих проблем.