(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
2.14 Духовность и религиозность
В моем представлении, духовность -- это широкое понятие, отражающее стремление человека к пониманию окружающего его мира и осознанию смысла своего существования. Духовность развивается и выражается через разум, созерцание, размышление, науку, религиозность и искусство.
Религиозность (которая является лишь одной из форм духовности) есть вера в существование какой-либо божественной силы (Абсолюта), предопределяющей нашу судьбу. Не следует смешивать религиозность как свободный поиск этой силы с религией как догмой, требующей от человека слепой веры в то, о чем мы знаем только со слов или по записям (Библия, Коран) не самих божественных существ, а других людей, таких же смертных, как мы сами, но претендующих на непосредственное общение с божественной силой и, при том, по-разному интерпретирующих некоторые из ее проявлений. Кому из этих "пророков" мы можем верить и на каком основании? Лично я склонен верить в Разум и Совесть как единую высшую силу, существующую во вселенной, возможно, в форме энергии, или квантовых полей, или генов, или чего-то еще. Возможно, что эта "странствующая" добродетель нашла пристанище на нашей планете, в человеческом мозгу, пытаясь выжить в весьма неблагоприятных условиях -- в борьбе со злом и глупостью.
Для того чтобы быть положительной, созидательной силой, успешно противостоящей злу, религиозность должна основываться на нравственности и разуме. "... для тех, кто искренне не исповедуют теистическую религию, -- писал Эрих Фромм ("Иметь или быть?", стр. 186), -- альтернативой может стать гуманистическая религиозность без религии, без религиозных догм и институтов..."
2.15 Достоинство, самоуважение
Достоинство -- это сознание в себе нравственных ценностей. Поэтому оно не имеет ничего общего с положением человека в обществе, с его славой, богатством или талантом, а скорее связывается с внутренним миром человека, с его идеями, духовной свободой, разумом и чувством нравственного долга.
Когда я приехал на Запад, я сразу отметил, что понятие достоинства практически отсутствует, то есть практически не ощущается. На мой взгляд причина заключается в том, что здесь все построено на деньгах, и именно это определяет поведение людей. Если какое-либо занятие приносит деньги, значит оно допустимо и достойно. Интересно, что такой взгляд на вещи не меняется с достижением финансового благополучия. Звезды поп-культуры и спорта, на банковских счетах которых уже лежат миллионы, продолжают кривляться в рекламных клипах, чтобы прибавить к своему капиталу еще несколько сот или тысяч долларов. Иллюзия того, что на Западе люди живут с достоинством, возникла у советских людей оттого, что они смешали это понятие с материальным достатком.
В Северной Америке несколько чаще употребляется слово "интегрити". Буквально, оно означает "цельность", "целостность", но обычно употребляется в значении "честность". Я бы определил его как приверженность к своим принципам, даже в том случае, когда они далеки от совершенства. Честность сближается с понятием достоинства, с чувством ответствености. Это возвышенное понятие, как и многие другие, нещадно искажается политиками и дельцами шоу-бизнеса. Некоторые из ведущих популярных телевизионных шоу- дискуссий, практикующих так называемую "мусорную журналистику", должно быть, утратили всякое чувство порядочности и реальности, потому что иногда они осмеливаются говорить о своем интегрити, в то время как то, чем они занимаются на телевидении, есть просто бессовестное манипулирование, оболванивание и нравственное растление публики. "Все, что делает человек, выражается или в стоимости или в достоинстве, -- писал немецкий философ Иммануил Кант два века назад. -- Мастерство и прилежание в работе имеют рыночную стоимость; ум, живое воображение и юмор измеряются степенью произведенного впечатления; и лишь мораль и человечность, в той степени, в какой она может быть нравственной, измеряются достоинством". Это определение остается справедливым по сей день. "Человек, -- писал Эрих Фромм ("Одержит ли человек верх?", стр. 140), -- не только продает товар, он также продает себя и поэтому чувствует себя товаром. Если на него есть спрос, он чувствует себя "человеком"; если он не популярен, он просто никто".
В телевизионной программе МкНил-Лерер Рипорт, как-то раз обсуждалась проблема утечки руководящих кадров из американских правительственных организаций в частный бизнес. Один из участников, правительственный чиновник, утверждал, что, для того чтобы предотвратить это явление, необходимо значительно повысить заработную плату верхнего эшелона управляющего персонала (до 100 тысяч долларов в год). Вот почему, жаловался он, НАСА не может найти подходящего кандидата на должность руководителя космическими программами. Меня это удивило: во всей Америке не могут найти человека на эту престижную должность, хотя и со "скромной" зарплатой в 70 тысяч долларов в год?! Где же все те американские патриоты, которые так любят свою страну и так гордятся ею? Когда другой участник дискуссии предложил "не поднимать мосты, а снизить уровень воды", то есть снизить потолок зарплаты для всех категорий (многие американцы получают всего лишь 13 тысяч в год), то правительственный чиновник возмутился и заявил, что такое предложение оскорбляет его личное интегрити.
Другой пример того, как понимается достоинство на Западе, продемонстрировал бывший спикер Конгресса США Тип О’Нил. Выйдя в отставку, он неожиданно вновь появился перед публикой в телевизионной рекламе, вылезая из чемодана в номере гостиницы. В интервью с журналистом Сэмом Доналдсоном, который попытался обратить внимание Типа О’Нила на то, что для крупного политического деятеля торчать по пояс из чемодана не совсем солидно и даже несколько глупо, последний, нисколько не смутившись, заявил, что он получил от этого большое удовольствие и не видит ничего предосудительного в том, чтобы заработать "лишний доллар". И не он один торгует своим достоинством. Джералдин Ферраро, которая баллотировалась на пост вице-президента США и потерпела неудачу, использовала остаток своей популярности для того, чтобы подработать на рекламе Пепси-Колы по телевидению.
Что касается "самоуважения", то это понятие затмило своей популярностью и достоинство, и честность, и даже интегрити. Публика просто обожает это слово. Все стремятся к самоуважению. Но если копнуть поглубже, то можно увидеть, что их самоуважение часто есть не что иное, как самооправдание и себялюбие. Например, если человеку удается избавиться от бремени какой-то унаследованной или незаслуженной вины (что хорошо) или от угрызений совести за какие-либо безнравственные поступки (что не очень хорошо), то и в том и в другом случае считается, что он обрел самоуважение. То есть, для того чтобы уважать себя, достаточно нравиться самому себе и не испытывать чувства вины. Именно это и стремятся внушить своим заблудшим подопечным "придворные" психологи, заботящиеся не столько о том, как помочь людям развить в себе такие истинно человеческие качества, как бескорыстность, доброта, честность, уважение к другим и т.д., сколько о том, как увеличить свой счет в банке.
Когда сущность достоинства,
честности и самоуважения постоянно искажается лицемерами и клоунами, общество
теряет один из своих идеалов, который делает его истинно человечным, и
вырождается в общество дикарей и варваров.