(Отчаянная попытка просветить современного варвара)
Глава 2. ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ: ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Истина, знание, мудрость, разум, объективность, добродетель, нравственность, любовь, сострадание, достоинство, гуманизм, справедливость, равенство, свобода, демократия -- все эти и другие положительные понятия и идеалы, выработанные человеком, формально признаны большинством социальных систем, будь то капитализм, коммунизм или социализм. Диктаторы, политики, средства массовой информации, промышленные корпорации, индустрия развлечений -- словом, все те, кто контролирует массы, хорошо знают гипнотическую силу этих слов и их воздействие на человеческое сознание. Во имя этих идей люди совершают революции, ведут войны, жертвуют жизнью, убивают друг друга, не осознавая их истинного значения и практической пользы.
И все же человек способен подняться до более высокого уровня сознания, что подтверждается самим фактом существования людей, истинно озабоченных судьбой человечества и посвятивших свою жизнь поиску решений человеческих проблем. Мы должны стать мудрее и гуманнее не только для того, чтобы почувствовать себя более совершенными, но, главным образом, потому, что у нас не остается выбора. Если мы будем продолжать жить как варвары и не изменим своего отношения к жизни, то наши шансы на выживание будут равны нулю. В этом и заключается главная причина. Если бы ресурсы нашей планеты были неограниченными, если бы ее размеры были настолько велики, что невозможно было бы нанести ущерб окружающей среде, то тогда, возможно, мы могли бы довериться естественному ходу эволюции и через пару тысячелетий преобразоваться в Homo sapiens. Но сегодня мир меняется с головокружительной быстротой ... в опасном направлении. Наука и техника развиваются такими темпами, что человеческая психика и зачаточный разум не поспевают за ними. Это ведет к более серьезным социальным проблемам, а также к интеллектуальному и духовному опустошению и потерянности. Вот почему нам необходимо вернуться к человеческим ценностям и идеалам, объективно пересмотреть их в свете глубоких перемен, происшедших в мире за последние десятилетия, и вновь начать проводить их в жизнь, пока мы еще не сожгли за собой всех мостов.
"Все люди -- "идеалисты" и стремятся к чему-то такому, что находится за пределами их физических потребностей, -- писал Эрих Фромм ("Человек для самого себя", стр. 49). -- Их идеалы различны. Как наиболее возвышенные, так и наиболее сатанинские проявления сознания человека есть выражение не его плоти, а его "идеализма", его духа".
Большинство людей -- политики, ученые, журналисты, экономисты -- как правило, считают себя реалистами. Они называют реальностью не только то, что они видят и слышат вокруг себя, но и свои восприятия и убеждения. Однако, их реальность -- это лишь часть всеобщей реальности, охватывающей все, что существует в сознании и за пределами сознания человека, в природе и в космосе, в пространстве и во времени. Поэтому мы должны понимать реальность как все, что существует во вселенной, включая наше сознание, наши идеи и наше воображение. Реальность -- это синтез двух форм: материи и сознания. Наука все больше подводит нас к тому, что между ними, возможно, нет четко определенной границы, что где-то возможен переход из одной формы в другую. Некоторые ученые высказывают предположения, что материя -- это квантовые частицы, а сознание -- квантовые поля. Тем не менее, многие из нас продолжают отвергать идею холистической (целостной) реальности. "В нашей повседневной жизни, -- писал Олдос Хаксли ("Музыка в ночи", стр. 79), -- самые важные для нас сиюминутные реальности -- это желания, эмоции, настроения. Некоторые люди воспринимают их как должное, живя только сегодняшним днем. Но "реализм", который они исповедуют, не только в какой-то мере убог и низок, но и бесплоден. Он лишает их смелости, как говорил Клемансо, стимула и способности к эффективным действиям".
Реальность -- это также временное понятие. Для человечества она будет иметь практический смысл только в том случае, если будет охватывать и то, что произойдет, скажем, через 50, 100 и 200 лет. Таким образом, если мы говорим о реальностях экономической, политической, социальной и культурной жизни, состояния окружающей среды и т.п., то мы должны включать в наше понимание реальности не только прошлое и настоящее, но и будущее, не только то, что нам хотелось бы, чтобы случилось, но и то, что может случиться на самом деле.
Когда политики, экономисты и деловые люди обсуждают перспективы и тенденции экономического развития, они говорят о том, как повысить конкурентоспособность, расширить производство и увеличить прибыли в грядущем ... десятилетии(!) Вот где заканчивается для них реальность. Прогнозирование и планирование экономического развития в перспективе не далее одного десятилетия -- не реальность, а безответственное прожектерство и погоня за скорой, максимальной прибылью без учета возможных отрицательных последствий. Как писал Фромм в своей книге "Разумное общество" (стр.111), «…наука, бизнес, политика утратили всякую основу и чувство меры с человеческой точки зрения. Мы живем в мире цифр и абстракций; все вокруг нас неконкретно, и поэтому все нереально. Все стало доступным в физическом и нравственном отношении… Человеком все более властно управляют силы, которые он сам сотворил. В этом сумасшедшем вихре он думает, вычисляет, манипулирует абстракциями, все более удаляясь от конкретной жизни».
В современном обществе "истина, -- как выразился Фромм ("Иметь или быть?", стр. 274), -- объявлена субъективным понятием, почти делом вкуса". Вопреки этому широко распространенному мнению, я считаю, что существует лишь одна, объективная истина, а не две и больше, или "у каждого своя". Если мы расходимся во мнениях, что такое истина или правда, то только потому, что некоторые из нас не видят ее, или видят только часть ее, или выражают лишь свое понимание истины. К тому же мы часто употребляем эти слова в переносном значении. (Для большей ясности, договоримся употреблять слово "истина" в абсолютном, философском смысле, а слово "правда" -- в бытовом, как частные отражения истины в конкретных условиях и ситуациях.)
Истина так же вечна, как сама вселенная. Она не зависит от наших восприятий и эмоций. Таким образом, меняться может не истина, а только наше восприятие и понимание истины. Тут уместно припомнить слова Артура Шопенгауэра: "Всякая правда проходит три стадии. Сначала ее высмеивают. Затем яростно отрицают. И наконец, принимают ее как нечто само собой разумеющееся". В качестве примера истины, которую не решится оспаривать ни один сколько-нибудь образованный человек, можно привести тот факт, что наша Земля круглая, а не квадратная или плоская как блин. То есть, мы говорим об Абсолютной Истине, об Абсолютной Реальности, не зависящей от нашего мышления. Я считаю, что наше сознание может лишь стремиться к истине, постепенно приближаться к ней путем приобретения знаний, но никогда не сможет познать ее полностью.
Единственность истины --
очень важная концепция, имеющая отношение к практическому решению социальных
проблем. Если исходить из положения, что существует лишь одна истина, то можно
сделать вывод, что наиболее верное и эффективное решение какой-либо проблемы
тоже может быть лишь одно, а не два или больше. Так что, в принципе, всегда
существует единственное наиболее правильное решение любой проблемы (если оно
вообще существует), и задача сводится к тому, чтобы определить и выбрать его из
ряда предлагаемых решений. Естественно, что правильный выбор, вероятнее всего,
смогут сделать люди разумные, мудрые, мыслящие рационально, объективно,
логично, а также, что не менее важно, нравственные. Поэтому, вместо того чтобы
обвинять таких людей в идеализме, называть их идеи нелепыми и еретическими
("Всякая великая истина первоначально воспринимается как
богохульство", -- заметил Джордж Бернард Шоу), мы должны сначала
подвергнуть эти идеи тщательному критическому разбору и представить логические
и объективные контрдоводы.