ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ

(Отчаянная попытка просветить современного варвара)

Владимир Васин



Глава 1.  ЧЕЛОВЕК КАК ЖИВОТНОЕ, ДИКАРЬ И ВАРВАР

Мир, в котором мы живем сегодня, -- это мир, в основном населенный варварами и, в меньшей степени, человекоживотными и дикарями. Вот почему наше общество увязло в болоте проблем. Вот почему мы продолжаем враждовать и убивать друг друга. Давайте же взглянем на себя со стороны.

1.1  Инстинкты

Современным человеком все еще управляют животные инстинкты достаточно могучие, чтобы причинять ему вред. Много веков назад в одном из своих трактатов Аристотель отметил: "Человеческая масса рабски предпочитает жить подобно диким зверям..." Человек все еще охотится на животных, убивая их (иногда и себе подобных); но в отличие от животных, для которых охота средство к существованию, современный человек делает это просто ради удовольствия. Не очень лестно отзывался о человеке небезызвестный всем нам Марк Твейн, когда он писал в своей автобиографии: "Из всех сотворенных существ самое омерзительное -- человек. Из всего выводка он единственный, в ком сидит злоба, самое низменное качество из всех инстинктов, страстей, пороков, и самое отвратительное. ...Он единственное существо, которое причиняет боль, зная об этом". Можно еще привести слова Конфуция, который сказал: "Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак".

Эти инстинкты проступают в поведении малых детей. Многие из них, играя с жучками, бабочками и червями, убивают их -- жестоко, с бесстрастным любопытством. Конечно, у них еще нет разума, но их поведение отражает их врожденные животные черты. Нам может понадобиться много усилий и воли, даже в "зрелом" возрасте, для того чтобы научиться подавлять в себе эти примитивные инстинкты.

Другой пример -- половой инстинкт или, более лаконично, секс. Это, пожалуй, наиболее мощная сила, тормозящая процесс "созревания" и восхождения человека на более высокую ступень эволюции. Одержимость сексом, особенно в молодые годы, преобладает в нас над рациональным началом, над рассудочностью, над восприятием реальности, порой приводя нас к роковым ошибкам. На этом первобытном инстинкте, изобретенном природой для воспроизведения различных форм жизни, и основывается наша так называемая "человеческая сексуальность", причудливый термин, которым мы все чаще и чаще пользуемся для того, чтобы придать рациональный характер и романтический ореол половой похоти, отклонениям и извращениям, имеющих мало общего с истинной любовью между мужчиной и женщиной. (Тема взаимоотношения полов будет рассмотрена более подробно в последующих главах этой книги.)

1.2  Эмоциональность

Как отметил Эрих Фромм в своей книге "Одержит ли человек верх?" (стр. 29), "...в эмоциональном отношении, мы все еще живем в каменном веке". Люди часто и охотно говорят о своих чувствах и страстях, которые принято считать сугубо человеческими свойствами. Однако чувства свойствены не только человеку. Животные тоже испытывают чувства и эмоции, конечно, не такие утонченные и сложные как у нас, но, возможно, не менее сильные. Я помню, у моей матери была болонка, которая приходила в такой экстаз, когда в комнату заходили гости, что мочилась на пол. Все мы когда-то слышали или читали о животных, которые умирали от тоски, потеряв хозяина или друга. Наши чувства, эмоции и страсти способны затмить ощущение реальности, заставляя нас совершать серьезные ошибки. Человека отличает от животного не столько способность испытывать чувства, сколько наличие воображения, абстрактного мышления и, что важнее всего, разума. "Человеческий разум, -- заключает Фромм (там же, стр. 29), -- все еще находится во власти нерациональных страстей. ...Человек еще не испытал того, что значит быть человеком в полном смысле этого слова".

1.3  Низкий уровень сознания

Можно предположить, что животные осознают свой организм и явления непосредственно окружающего их мира, т. е. то, что они могут воспринимать благодаря зрению, слуху, осязанию, обонянию, инстинктам и памяти. Они знают о существовании солнца, луны и звезд, но вряд ли осознают безграничность времени и пространства и неизбежность смерти. Для человекоживотного, хотя и обладающего воображением и умом, все еще характерен низкий уровень сознания, который Будда назвал "самым смертным из всех смертных грехов".

1.4  Агрессивность

Еще в недалеком прошлом мы считали агрессивность отрицательной чертой. Однако сегодня она стала почти ценным качеством для спортсмена, коммерсанта и политика. Когда я приехал в Канаду и начал искать работу, бюро по трудоустройству направило меня однажды в туристическое агенство. Два молодых парня радушно приняли меня, повели в местный кафетерий, предложили кофе и попытались выяснить, получится ли из меня хороший продавец турпутевок. В частности, они поздравили меня с хорошим знанием французского, на что я возразил, что знаю его не так уж хорошо. Они продолжали настаивать на том, что я знаю французский достаточно хорошо, я продолжал скромно возражать, что это не так. В общем, беседа была живой и приятной, и когда мы расставались, у меня сложилось впечатление, что "собеседование" прошло успешно. Позже, в бюро по трудоустройству мне сообщили, что на работу я не был принят на том основании, что показал себя недостаточно агрессивным.

Помню, как во время избирательной кампании в одной из дискуссий по телевидению директор избирательной кампании Джорджа Буша заверил телезрителей, что в предстоящих дебатах Джордж Буш выступит гораздо агрессивнее, чем это у него получалось раньше. Видимо, он рассчитывал на то, что такое заявление увеличит симпатии американцев к его подопечному. В Канаде, это слово не менее популярно, чем в Америке, даже в рядах НДП (Новая Демократическая партия), которая скромно называет себя "совестью нации".

Кое-кто может возразить, что ведь слово "агрессивный" употребляется в переносном смысле. Это в известной степени так, когда речь идет о взрослых. Но дети, которые не очень легко отличают переносное значение от буквального, начинают воспринимать это отрицательное понятие как положительное. Постепенно такое употребление становится нормой. Многие из нас не сознают, до какой степени язык может влиять на наше поведение.

В современном обществе "агрессивность" не только воспринимается как безвредное понятие; в некоторых случаях она рассматривается как благотворное явление. Например, одна из американских телевизионных программ была посвящена новому "творческому" методу воспитания детей. В американской школе, ученикам 5-6 лет были розданы мягкие дубинки, которыми они должны были изо всех сил дубасить друг друга. Дети, за некоторым исключением, получали от этой "игры" большое удовольствие. Их воспитатели, казалось, наслаждались этим зрелищем в еще большей степени. Глубокая философская подоплека этой идеи заключалась в том, что такое "побоище" снимет с ребенка психологический стресс и сделает его более уравновешенным и счастливым. Однако эти варвары-психологи не удосужились подумать о том, как такое воспитание отразится на всей последующей жизни ребенка, каким человеком он станет. Не логично ли предположить, что, если человек учился снимать с себя психическое напряжение определенным способом в раннем детстве, то он может привыкнуть и даже пристраститься к нему на всю жизнь?

Агрессивность особенно нужна в обществе, основанном на соперничестве и конкуренции, где почти каждый думает только о своих интересах и достигает цели за счет других. Такие виды спорта, как американский футбол, бокс и хоккей, пользуются особой популярностью именно потому, что они основаны на насилии и агрессивности. Толпа все еще жаждет видеть кровь и переломанные кости. Агрессивность -- органическая черта современного варварского общества.
 

Hosted by uCoz