- Как вы себе представляете семью в будущем?
Роль и характер семьи будут меняться в процессе преобразования общества, по мере решения его задач. Функции семьи, ее устройство, отношения внутри нее не должны быть самоцелью, отправной точкой. Наоборот, они зависят от того, какую роль семья призвана играть в новом обществе.
По-видимому, в далеком прошлом семья образовалась в результате дробления племени. Ее главной функцией было вырастить потомство, в сущности для того, чтобы сохранить и продолжить род. Эта основная животная функция сохранилась и по сей день. Поэтому кровные связи и сегодня определяют характер и назначение семьи. Подавляющее большинство людей считают святым долгом ставить интересы своей семьи на первое место при любых обстоятельствах, защищая ее членов, даже если они преступники и убийцы. В этом смысле семья, действительно, очень консервативна. Кровные связи жестко запрограммированы в головах людей. Семья -- это как бы эгоистическая ячейка, призванная защитить себя от посягательств со стороны других индивидов и групп. Для нее естественно заботится о собственном благополучии и выживании, а не о благополучии и выживании других семей. Если это так, то естественно, что в отличие от общины, например, семья не может ставить своей задачей формирование разумного коллектива и общества в целом. Это для нее -- абстрактное понятие.
Такая коллективная цель, как создание разумного общества, требует отказа от многих традиционных представлений. На это может пойти лишь разумная, просвещенная семья. В новом обществе задачи ставятся иные: исключить насилие, вражду, антагонизм, соперничество, конкуренцию, и прийти к осознанию необходимости сотрудничества, разумного подхода к решению проблем, умерения наших материальных потребностей, и прочих мер, необходимых для выживания и облагораживания человеческого рода. В связи с этим и функции семьи должны быть иные.
Следует учитывать также колоссальную проблему перенаселенности, которая усугубляется традиционными представлениями о семье. Назначением семьи должно быть не производство на свет максимального количества потомства, а поддержание необходимого разумного уровня рождаемости. Например, на каком-то этапе семья не должна иметь более одного ребенка.
- В этом случае может возникнуть проблема, связанная с постарением общества, в котором малое количество молодежи будет не в состоянии содержать большое количество стариков.
Не следует забывать, что мы говорим не о современном обществе и даже не о переходной стадии, когда необходимо будет решать такие проблемы. Я хочу поговорить сначала о конечной цели, нарисовать картину будущего общества, а потом можно будет перейти к деталям и критике. Предположим мы достигли какого-то оптимального уровня, установилось какое-то равновесие, и задача теперь -- поддерживать это равновесие, которое, разумеется, не может быть идеальным и будет колебаться, в зависимости от различных факторов (катастроф, эпидемий и т.п.). Соответственно будут вноситься какие-то коррективы. Возможно, наступит время, когда можно будет иметь и по два ребенка, и более. Но все должно основываться на разумном подходе.
- Семья -- это не просто какая-то форма, которая может легко отмереть, это среда, в которой человек живет, его форма существования вне его участия в общественном производстве. Он ходит к людям работать, учиться и возвращается в семью жить. Здесь возникает такой вопрос: возможно ли существовать только в общественной среде? В старину семья была, по сути, самодостаточной. Значит, возможно, развитие людей идет к тому, чтобы семья отмерла, и люди могли существовать только в общественных рамках?
По-моему, это положительная тенденция. Что нас удерживает в рамках семейных, кровных связей? Традиция и биология. Но через разум мы можем выйти за эти рамки. Ведь когда человек появляется на свет, он несет в себе лишь инстинкты, заложенные природой. Таких социальных понятий, как свобода, справедливость, нравственность и т.п., он еще не имеет. Он приобретает их позже, заимствуя из социальной среды, в которой он растет и воспитывается. Если человек родится в иных условиях, где не делается акцента на кровных связях, на самосохранении семьи, то и представления о семье будут складываться совсем иные. Для него семьей может стать уже какая-то общность людей (община). Община и должна стать той социальной ячейкой, в которой будет воспитываться ребенок. Дети будут знать своих родителей, но у них не будет этого неосмысленного стремления искать защиты в семье.
Я, например, читал одну статью об опыте израильских киббуцев, где дети в сущности воспитывались общественностью в рамках данного киббуца, и родители могли видеть своих детей только раза два в неделю. Из этой статьи было ясно, что в общем-то эта система работала неплохо в смысле воспитания и образования детей. Конечно, может быть, такая система не смогла бы работать в других странах, в других условиях, особенно в больших городах, -- я не знаю.
- Опыт киббуцев, кстати, провалился. В истории человечества было немало таких попыток. Это, в общем, не жизнеспособная единица.
Хорошо, но почему эта попытка провалилась? Потому что никакая община, колония или страна не может долго существовать автономно, в изоляции от остального, варварского мира, где приходится конкурировать друг с другом, чтобы выжить. Но ведь мы говорим об обществе, где не будет вражды, конкуренции и борьбы за выживание.
- Сегодня, несомненно, рождаемость нужно взять под контроль. Кроме того, то смыкается со второй проблемой: в человеческом обществе очень много носителей дурной порочной генетики -- больных, наркоманов, порочных людей, склонных к преступному поведению. Если просто законодательно ограничить рождаемость именно этих людей, тогда мы убьем двух зайцев. Во-первых, рождаемость будет поставлена под контроль, и во-вторых, не будут репродуцировать сами себя всякие преступные и нездоровые элементы. Потому что часто преступником становится человек, в общем-то, больной, не способный вести нормальный образ жизни. Должно быть ограничено право на рождение детей. А вы как считаете?
Сегодня человечество плодится в геометрической прогрессии, причем плодится бездумно, даже тупо, затыкая уши на предостережения не только разумно мыслящих людей, но и ученых-демографов. Поскольку решение этой проблемы никому не сулит материальной выгоды в ближайшее время, а наоборот, требует больших затрат, то и политикам выгоднее игнорировать ее. К тому же и позиция папы римского, в сущности, сводится к тому, что пусть лучше современные варвары и человекоживотные неограниченно воспроизводят себе подобных, чем пользуются противозачаточными средствами. Все это (если в ближайшем будущем не будут приняты радикальные меры) завершится демографическим крахом. Как я уже говорил в своей первой книге, сокращение рождаемости -- титаническая задача, которая, практически, под силу лишь всемирному централизованному государству, управляемому разумными людьми.
Что касается порочной генетики, то ее влияние, я думаю, незначительно по сравнению с воздействием порочной социальной среды. В современном обществе, где сложились благоприятные условия для процветания индивидуализма, эгоизма, безответственности, безнравственности и т.д., семья разваливается. Родители, выросшие в этих условиях, уже сами не способны воспитывать детей, которых теперь воспитывает, а точнее разлагает, современный псевдодемократический истеблишмент.
В обществе будущего задача воспитания и просвещения, которая, возможно, будет решаться на протяжении не одного поколения, должна возлагаться в первую очередь на общественные институты: детсады, интернаты, школы. На первых этапах, действительно, необходимо будет ограничить свободу брачной пары в вопросах рождения и воспитания детей. В первую очередь, разумеется, должен использоваться метод разъяснения и убеждения. Сначала необходимо просветить родителей, чтобы они были способны правильно формировать сознание и характер ребенка. По мере повышения сознательности и ответственности родителей функции воспитания вновь все больше будут возлагаться на семью. Культурные, сознательные, образованные родители, конечно, будут передавать свои качества и понятия ребенку.
Необходимо, конечно, предупреждать рождение дефективных детей. Это уже -- задача медицины и науки. А если случится так, что родился дефективный ребенок, то обществу, которое желает считать себя гуманным, придется взять на себя заботы о таком ребенке.
Тем же, кто любит детей вообще, а не только своих собственных, кто любит общаться и заниматься с ними, будет предоставлена возможность работать в детсадах, интернатах, кружках, клубах и т.д. в соответствии с их квалификацией.