Реалистическая утопия
- Согласно проводимым ранее опросам детей, большинство из них высказывали желание приобрести какую-нибудь популярную профессию (космонавта, артиста, спортсмена и т.д.), в то время как государству требовались более прозаические профессии (рабочий, инженер, ученый и т.д.). Так как же увязать эти две реальности: личные наклонности и разумные потребности общества?
Я, конечно, не имел в виду, что при выборе профессии следует руководствоваться только наклонностями. Ничего идеального в жизни не бывает. Я имел в виду общее направление процесса специализации. Прежде всего, способности и наклонности -- это не одно и то же. Способности человека не имеют отношения к популярности профессии, они заданы природой. Если выявить в человеке способности к какому-то роду деятельности, то естественно, что он принесет больше пользы обществу, если он будет работать в этой области. Тут, мне кажется, опасаться нечего, потому что разнообразие способностей, определяемых, на мой взгляд, генами, сохранится примерно в том же соотношении. Теперь о наклонностях. Во-первых, наклонности и заинтересованность не заложены природой и даже не складываются в очень раннем возрасте. Они складываются в процессе воспитания (активного или пассивного, целевого или стихийного) и под воздействием пропаганды преобладающей идеологии. Ведь ребенок не может родиться, например, космонавтом: он даже не ведает еще о существовании космоса. Поэтому в новом обществе с иной социальной средой, где не будет неразумного прославления и самопревозношения профессий (особенно бесполезных для общества, то есть для всех), проблемы резкой диспропорции в этой области быть не должно. А воспитание необходимо поставить таким образом, чтобы заложить в ребенке сознание того, что он человек, а не животное, что смысл жизни не в накоплении материальных ценностей и погоне за удовольствиями, что общество может выжить и существовать лишь в том случае, если люди будут стремиться творить добро и т.п.
- Кто же будет в основном воспитывать детей : семья, интернаты или школы?
На первых порах, пока родители не способны воспитать из ребенка разумного человека, я думаю, эта задача должна возлагаться на общественные институты: школы, клубы, кружки, интернаты и т.п. В последующих поколениях, когда такие воспитанные дети сами станут родителями, они уже в большей мере, более самостоятельно смогут правильно воспитывать своих детей, то есть функция воспитания опять будет перемещаться в семью. Кроме того на всех этапах выбор среды для ребенка (семья --школа -- интернат) будет зависеть от культурного и духовно-нравственного уровня данной семьи.
- Возможно, следует ввести тестирование на право быть родителями, то есть тестирование не только ребенка, но и родителей? Если они способны, то пожалуйста, пусть воспитывают.
Да, я согласен. Тут, конечно, есть элемент принуждения, но на переходном этапе это необходимо. Тут действует тот же принцип, как и в гражданском праве: если ты не нарушаешь закон или правила общежития, то ты свободен в своих действиях; а если нарушаешь, то на твою свободу накладываются соответствующие ограничения.
- А как быть с идиотами, дураками, которых нельзя ничему научить, которые ничего не понимают?
Есть по крайней мере две формы умственной отсталости: одна -- это природная дефективность, а другая -- результат воздействия социального окружения, извращения человеческих представлений о реальном мире, деформации мышления и психики. Проблема "социального идиотизма" будет решаться в процессе трансформации общества через воспитание и просвещение. Что касается природной дефективности, то эту проблему должна решать наука. Кроме того, для таких людей можно создавать специальные интернаты или клиники с "нормальными" для них условиями, где они могут даже заниматься полезным делом. Общество можно значительно оздоровить за счет улучшения экологических и социальных условий жизни.
- Как выглядел бы разумно и правильно организованный интернат?
Говорят, что ребенок в семье повторяет поведение родителей. Да, это так, но все зависит от того, сколько времени он проводит в семье. Влияние какой-либо социальной среды на ребенка прямо пропорционально времени, которое он проводит в ней. Во-первых, если ребенок воспитывается в интернате, то в семье он проводит значительно меньше времени, а следовательно испытывает меньше влияния со стороны родителей. Во-вторых, интернат должен быть средой, где ребенок не только обучается, но в первую очередь воспитывается, то есть, в него закладываются основы нравственности.
Заканчивая разговор об образовании, я бы хотел добавить, что оно, разумеется, должно быть бесплатным и, до известного уровня, обязательным. Метод познания должен основываться на критическом и аналитическом мышлении. Специализация осуществляется лишь после того, как молодой человек получит общее гуманитарное и научное образование. Какая-либо профессия или специальность не должна иметь материальные преимущества и выгоды по отношению к другой. Главной движущей силой должны быть любознательность и интерес и, желательно, но не обязательно, сознание своей ответственности перед обществом, чувство долга.
Никакой культ личности, конечно, не допустим. Идеи не навязываются, а предлагаются и разъясняются. Человеку должны быть созданы такие условия, чтобы он мог, если хочет, продолжать расширять свои знания и менять квалификацию, но не надо делать из него робота.