НОСТАЛЬГИЯ ПО БУДУЩЕМУ

Реалистическая утопия

Владимир Васин


4.  ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ

1.    На мой взгляд, основной фактор, определяющий человеческую природу -- это условия, в которых формируется человек. Если бы характер и поведение человека определялись только генами, наследственностью, то между народами и нациями разных стран было бы больше общего. Но это не совсем так. На формирование человека в преобладающей степени влияют окружающие социальные условия: воспитание, культура. А если благодаря крокодиловым генам в обществе и появляются преступники, то это исключения. Даже если какая-то часть человеческой природы, какие-то пороки определяются генами, а изменить их мы не в состоянии, то какой смысл так много о них говорить. Давайте лучше сосредоточимся на том, что можно изменить к лучшему, например, окружающие условия.

- Если систему образования сделать свободной, то есть опасность, что возобладает лень человеческая. Если образование сделать обязательным, навязывать его, то это будет насилием.

Первая главная задача просвещения -- заложить нравственные основы. "Начинающийся" человек должен научиться вести себя в обществе, знать границы свободы, иметь чувство ответственности по отношению к обществу, контролировать свои эмоции и полагаться на разум.

Тут, может быть, уместно припомнить, что разум и ум -- разные понятия. Ум дан человеку природой. Но разум (или мудрость) -- это способность постигать мир, которая может прийти только с опытом в благоприятно сложившихся условиях. (Конечно, вполне возможно, что какая-то предрасположенность к разуму передается через гены.) Разум, как и опыт, можно передавать и прививать. Это отмечал еще Аристотель. Можно даже сказать, что разум -- это метод мышления, вырабатывающийся на основе опыта, наблюдательности и склонности к размышлению.

К сожалению, человеческий разум, в общем, пребывает в зачаточном состоянии. Не следует рассчитывать на то, что каждый человек способен прийти к разуму самостоятельно через свой практический опыт. Жизнь показывает, что это совсем не так. Но многие люди способны воспринять разумное, если им открыть глаза. Единственный путь к массовой разумности -- через воспитание и просвещение.

- Как можно изменить сознание людей?

Все начинается с идеи. Идея появляется, постепенно развивается, распространяется, проникая в сознание людей (хотя и не всех) и открывая им глаза на действительность. Прежде всего человек должен внимательнее взглянуть на себя и понять, что он собой представляет, и сделать выбор, кем он хочет быть: полуживотным или Человеком разумным. Если вы хотите быть Человеком, надо иметь более или менее ясное представление, что значит быть Человеком, какими качествами для этого необходимо обладать. Оставаясь же полуживотным, человек обрекает себя на вымирание. Выход один -- активизировать заложенный в нас разум, который покажет нам наши заблуждения и укажет путь к решению проблем.

- Как должна вестись пропаганда идей: активно или пассивно?

Активная и пассивная пропаганда -- это опять две крайности. Необходимо найти разумный баланс: с одной стороны, не надо быть чрезмерно агрессивным, навязывая людям новые взгляды; с другой стороны, нельзя быть чрезмерно пассивным. Иначе говоря, пропаганда предполагает довольно активные действия, но не агрессивные, не навязчивые. Очень важно сохранять целостность своих нравственных позиций, не поддаваясь на какие-либо соблазны конъюнктуры. Это тоже эффективная форма пропаганды. Так или иначе, новые понятия необходимо упорно распространять и доводить до сознания людей. Если человек не ознакомится с ними и не усвоит их, он не сможет измениться.

- Для того чтобы новые идеи возобладали над злом, они должны быть достаточно убедительными.

Разумеется, к этому надо стремиться, но случится это или нет -- зависит уже не от нас, а от соотношения сил зла и добра в массе людей. Мы можем только указать людям разумный и нравственный путь. Если же мы будем устанавливать новый порядок, навязывать его, то все опять сведется к насилию, к революции. Это тоже одно из главных отличий моей модели от прежних систем.

- Если позитивная идея попадет в руки глупому или безнравственному человеку, то он обязательно превратит ее в догму.

Это естественная опасность, которая существовала во все времена, на всех уровнях. Но задача разумных людей -- не продавать себя ради личной выгоды и сохранять чистоту идей (имеются в виду не абстрактные, а практически реализуемые идеи).

- Отсюда совершенно четко вытекает необходимость обязательного образования: всеобщего, полного, обязательного.

Да, конечно. Но важно сначала определить существо, характер и назначение образования. Оно должно быть просветительным. Не надо стремиться сразу же научить ребенка делать что-то, работать, производить. Все это узкие задачи, за которыми нет дальней, справедливой и благородной цели -- создать здоровое и стабильное общество. Сначала надо сформировать разумного и достойного человека, а потом прививать ему, с учетом его способностей и наклонностей, но не навязывая, конкретные знания и навыки, чтобы он мог с пользой, или по крайней мере без вреда для людей и природы, жить и функционировать в обществе.
 

Hosted by uCoz