Реалистическая утопия
2. ЭКОНОМИКА
1. В книге "11-я заповедь" я, в частности, дал свою оценку основных принципов, на которых шатко базируется рыночная экономика западного образца (частная собственность, свобода предпринимательства и торговли, конкуренция, накопление капитала). Такие характерные для этого типа экономики черты и явления, как бесплановость, стихийность производства, перепроизводство, биржевая спекуляция, безответственное расточительство ресурсов, концентрация земельных участков и капитала в частных руках, неравномерное распределение возможностей для трудоустройства и заработка, утрата нравственных и духовных ценностей и т.п., постепенно, но неизбежно ведут к всемирному экономическому и экологическому краху. "Загрязнение рек, истребление диких животных, уничтожение лесов, смывание плодородных почв в океан, сжигание морей нефти, истощение ископаемых ресурсов, на рождение которых ушла целая геологическая эпоха. Оргия преступного идиотизма. И это они называют Прогрессом", -- писал Олдос Хаксли (Ape and Essence, стр 90). Для того чтобы общество могло выжить, экономика должна быть устойчивой и долговременно жизнеспособной, увязанной с требованиями сохранения и улучшения среды обитания.
Экономические принципы должны вытекать из задач и целей, стоящих перед обществом. В новом обществе этими принципами были бы разумная достаточность, отсутствие конкуренции, плановое, низкоотходное производство, преимущественное использование воспроизводимых источников энергии, ограниченное накопление денег, собственности и средств производства в частных руках, относительно равномерное распределение продукта, разумная автоматизация и компьютеризация систем производства и услуг, обеспечение трудовой занятости в соответствии с возможностями и интересами человека, минимальный гарантированный доход. Почти все эти идеи и принципы общеизвестны. Однако в условиях ранее существовавших и ныне существующих варварских социальных структур многие из этих принципов не могли и не могут быть по-настоящему реализованы. Это возможно лишь в обществе, основанном на разумных и нравственных началах.
Главная задача экономики на первом этапе будет состоять в производстве продуктов и товаров первой необходимости, постепенном повышении жизненного уровня при относительно равном распределении продукта среди населения и, наконец, реализации идеи минимального гарантированного дохода для каждого члена общества. После достижения этого базового уровня, обеспечивающего человеку безбедное существование, можно будет думать о дальнейшем повышении производства и о более разнообразном ассортименте продукции с обязательным учетом экологических требований, преимущественного использования возобновляемых источников энергии, бережной эксплуатации земных ресурсов и т.д.
Мне задавали типичный вопрос: а что такое минимальный уровень? Для одного это -- велосипед, а для другого -- автомобиль. Говоря о минимальном уровне, я имею в виду не индивидуальные запросы, желания и прихоти, а объективно установленные физические потребности, такие как кров, одежда и пища. Ведь для того чтобы физически выжить и даже иметь хорошее здоровье, человеку не обязательно нужно жить в большом доме, модно одеваться и есть чего захочется (понятно, что так хочется жить почти каждому), а достаточно комнаты (квартиры), простой удобной одежды и сбалансированного питания. Причем, эти ограничения являлись бы временной мерой, вызванной необходимостью.
- Будет ли такое развитие равномерным?
Мы говорим не о разъединенных государствах, а о международном (на первой стадии) или планетарном (на более поздней стадии) правительстве. Развитие будет только равномерным, поскольку распределение благ во все районы мира будет производиться централизованно, на справедливой основе, в условиях отсутствия конкуренции.
- А не происходит ли уже подобная интеграция в Европе?
Попытки интеграции в Европе основаны на совсем иных принципах: интенсификации экономики, накоплении капитала, стремлении к роскоши, противостоянии экономических блоков, конкуренции и т.п., причем проблемы охраны окружающей среды почти полностью игнорируются. Движущую силу, как всегда, составляют жадность и стяжательство, которые маскируются всякого рода лозунгами и принципами демократии, свободы и справедливости. Несколько лет тому назад я смотрел по телевидению довольно известную в Америке программу FIRING LINE, участники которой специально собрались в каком-то немецком городе, чтобы пофантазировать о необыкновенных потенциальных возможностях Объединенной Европы. Взахлеб говорили о предполагаемом бурном росте ее финансовой мощи, экономики и, в частности, автомобильной промышленности. Я с интересом ждал, когда же наконец они затронут проблему загрязнения окружающей среды. Ведь автомобиль, как известно, -- это один из главных источников загрязнения. Любому мыслящему человеку должно быть ясно: чем интенсивнее производство, тем интенсивнее загрязнение, и наоборот. (В российской прессе, например, я читал сообщения об улучшении экологической ситуации в городах, где сокращалось производство и закрывались заводы.) Наконец, с большим запозданием на сцене появился какой-то эколог, которому с трудом удалось вставить в разговор пару замечаний. Его никто не слушал, от него отмахнулись, как от назойливой мухи.
Экономика, производство, труд и т.п. не должны быть самоцелью, а служить тому, чтобы освободить человека от заботы о хлебе насущном. Только тогда может полностью раскрыться человеческий потенциал. Экономическая свобода человека предполагает также предоставление ему необходимого пространства (комната, квартира), в котором он мог бы всегда уединиться, когда это ему необходимо. Он должен быть свободен заниматься любым делом, даже не особенно полезным для общества, лишь бы оно не вредило интересам общества. Человек, в основном, деятельное существо. Если его не отвлекать бессмысленными, бесполезными развлечениями, опустошающими его духовно, он может найти полезное для себя и для общества дело.
- Будет ли существовать свободный рынок, частное предпринимательство?
В общем можно сказать, что будет разрешено производить все, что необходимо в первую очередь для обеспечения гарантированного минимального уровня жизни, а затем для его разумного повышения. Частная инициатива может проявляться в форме
рационализаторских предложений.