Реалистическая утопия
1д. Социальные прослойки
Следующей (если идти сверху вниз) прослойкой после управленческого аппарата, руководимого Высшим советом, можно считать научные и инженерные кадры, творческую интеллигенцию, культурных работников. Тут уместно поговорить о статусе артиста, художника как представителя творческой прослойки. Когда-то в прошлом творческие люди принадлежали к довольно низкому сословию. Их роль сводилась к тому, чтобы развлекать аристократию. Материально завися от аристократии, артист, завороженный роскошью и блеском ее образа жизни, невольно приобщался к ее идеалам, принципам и вкусам. Со временем, по мере того как аристократия вырождалась, утрачивая свои идеалы и принципы и нисходя на более низкий уровень, роль артиста-развлекателя и его общественный статус повышались, все более приближая его к элите. Сегодня практически уже произошло слияние аристократии с развлекателями. Теперь, с одной стороны, артист коррумпируется роскошью, а с другой стороны, материально завися от масс, вынужден опускаться до более низкого культурного уровня, порой до откровенно примитивного искусства. Иначе говоря, теперь он тоже творчески вырождается. Стимулами для современной творческой элиты служат тщеславие, материальное обогащение, наслаждение жизнью.
В новом обществе не должно быть привилегированных прослоек, в том числе и в искусстве. Во-первых, искусство само по себе никаких проблем не решает, оно может только оказывать сильное влияние на решение проблем, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Искусство не должно служить орудием политической игры и манипулирования массами.
Творческие люди уже находятся в привилегированном положении, поскольку, в основном, занимаются тем, что им нравиться. Они, как и все другие, должны быть свободны (в определенных рамках) заниматься своим делом, но не ожидать необыкновенных почестей, привилегий, истерического обожания и поклонения. Так что, если любишь искусство, то пожалуйста занимайся им, но никто (и тем более государство) не обязан тебе платить за это огромные деньги. Если не будет рабской психологии, то не будет и кумиров, не будет и культа так называемых "звезд".
Потребности же простого человека, в отличие от интеллигента с повышенными запросами, в любом обществе могут сводиться к разумному материальному достатку: еде, жилью, семье, посильному труду. Но человеческое достоинство должно соизмеряться не с социальным происхождением, материальным положением и интеллектуальными способностями человека, а с тем, в какой мере он соблюдает нормы общежития. Если человек не делает зла другим людям и обществу в целом, этого достаточно для того, чтобы считать его равноправным (в определенном смысле) членом общества, а не делать из него быдло.