НОСТАЛЬГИЯ ПО БУДУЩЕМУ

Реалистическая утопия

Владимир Васин


1а.  Социальная пирамида

Теперь я попытаюсь обрисовать "социальную пирамиду" будущего, которая, конечно, должна основываться на тщательно разработанном международном праве и конституции, гарантирующих определенные права и свободы. Разумеется, закон не может охватить все стороны жизни общества, и поэтому большую роль будет продолжать играть мораль, носителями которой до сих пор, в основном, являлись религии. Организация общества во всемирное государство неизбежно предполагает унификацию морали. Тут сразу же может возникнуть возражение, что это приведет к искоренению некоторых существующих моральных норм, что само по себе является насилием, и мы знаем из истории, что эти вещи невероятно живучи, и любые попытки подавить их обычно активизируют общество на оказание сопротивления. Но о морали мы поговорим позже в соответствующей главе.

Вернемся к "пирамиде". Она представляет собой многослойную структуру. Во главе ее, то есть на вершине, находится группа разумных людей. Назовем ее условно "Высшим советом". Это своего рода "мозговой центр" и правящий орган, который уже разработал и принял систему законов и конституцию. Ниже идут слои исполнительных органов, проводящих в жизнь директивы Совета. Затем можно назвать интеллигентные прослойки работников культуры, инженерно-технических кадров и т.д. Но мне легче начать с самого нижнего слоя -- скажем, людей неквалифицированного труда. Такие люди, конечно, будут, ибо нельзя всем насильно привить квалификацию, хотя бы потому, что у некоторых из них могут отсутствовать необходимые способности. То есть это слой людей, положение которых определяется их естественными потребностями. Ведь много таких людей, которым, для того чтобы быть удовлетворенным жизнью, достаточно иметь участок земли, дом и посильную работу. Многие любят землю. Если им дать ее и не мешать им работать на ней, то они будут по-своему счастливы. Им не нужны ни политика, ни выборы, ни даже гражданские свободы. Поэтому не надо навязывать людям то, что им не нужно, чего они не просят. Им дается свобода работать на земле, жить как они хотят, но не нарушая определенных норм. Однако, этот нижний слой должен обладать всеми теми правами, которые обеспечивают защиту его человеческого достоинства. Ведь отсутствие у человека каких-то способностей или большого ума не обязательно означает, что он плохой: он может быть добрым и делать полезное для общества дело.

Есть люди, которым, например, не нужна свобода передвижения, которые хотят прожить жизнь на одном и том же месте и умереть там. Не надо вдалбливать им в голову, что они должны пользоваться свободой передвижения.

На всех уровнях пирамиды каждому человеку должен быть обеспечен минимальный уровень жизни, даже если он не хочет работать. К сожалению, без денег общество не сможет обойтись, по крайней мере на первых этапах. О системе оплаты труда поговорим позже.

Избирательное право, например, не должно предоставляться автоматически каждому члену общества, независимо от его уровня сознания, образования и ответственности. Этого права необходимо добиваться, его надо заслужить, может, даже сдать экзамен на получение такого права.

Это новое общество нельзя назвать демократическим в современном понятии этого слова. Это было бы правление "элиты разумных людей". Традиционная система демократических выборов не имела бы смысла, ибо кто был бы способен оценить их разум, нравственность и духовность? Об этом необходимо будет поговорить особо.

- Если все, в общем, будет устроено, то к чему тогда человеку стремиться?

Мы уже говорили о том, что прежде всего необходимо решить проблему физического существования, то есть освободить человека от забот о "хлебе насущном". Тогда он освобождается для духовной жизни, включающей в себя искусство, культуру, науку и религиозность. Тогда для него открывается практически безграничное поле деятельности. Человеческие проблемы никогда не будут решены полностью, всегда будут возникать задачи, требующие решения.

Сейчас нам надо думать и спорить не о нюансах того, что будет "потом", а о более серьезной проблеме -- выживании общества уже в недалеком будущем. Сегодня человек идет к самоуничтожению тремя взаимосвязанными путями:

· интеллектуальной и нравственной деградации,
· разрушения экологии и
· генетических мутаций в результате отравления организма.

Есть немало людей, которые считают, что опасаться за наше будущее незачем, ибо в прошлом человечество всегда находило решение проблем. В отличие от позитивного оптимизма, способного воодушевлять людей на действия, такой 100-процентный оптимизм чрезвычайно коварен, вреден и опасен, потому что оправдывает беззаботное, безответственное и бездумное отношение к жизни.

- Может ли возникнуть культ личности?

Будучи разумными, правители не допустят этого. Во-первых, правит не личность, а коллектив. Во-вторых, культ личности можно запретить законом. Важно, чтобы это было зафиксировано в форме документа.

- Будет ли существовать какая-либо обратная связь между обществом и управленческим аппаратом?

Я считаю, что она необходима. Члены Совета не должны быть просто идеалистами, не знакомыми с реальной жизнью. Чтобы быть выбранным в Совет, кандидат должен обладать значительным жизненным опытом. В сущности, разум не может не включать в себя такой опыт, ибо разум и основан на опыте.
 

Hosted by uCoz